Круглый стол по градполитике Новой Москвы:эко-безопасность московской агломерации-ключевая проблема

Feb 09, 2016 18:10

Оригинал взят у new_moscows в Круглый стол по проблемам градостроительной политики в Новой Москве - Часть 2

Круглый стол по проблемам градостроительной политики в Новой Москве - Часть 1

I.

В 2015г. разработаны основополагающие документы территориального планирования и градостроительного зонирования Новой Москвы - территорий, присоединенных к городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011г. N 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью». Это:

- Территориальная схема развития ТиНАОг.Москвы, изменения в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединенных к г.Москве;

- Правила землепользования и застройки присоединенных к Москве территорий.

Являясь важнейшими документами, регулирующими градостроительную деятельность на территории Новой Москвы, данные правовые акты, в соответствии с требованиями ст.2 Градостроительного кодекса РФ должны, в первую очередь, обеспечить устойчивое развитие присоединенных территорий и всего мегаполиса. Реализация вышеперечисленных: Территориальной схемы развития ТиНАО, изменений в Генеральный план Москвы и Правил землепользования и застройки призвана обеспечить на территории Новой Москвы безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Однако даже в том случае, если осознанно преследовать прямо противоположные цели, сложно представить нечто более губительное для территории Новой Москвы и в настоящее время проживающих здесь людей, чем реально проводимая здесь чиновниками, застройщиками и крупными землевладельцами агрессивная градостроительная политика.

На момент изменения границ г.Москвы в 2012г. присоединяемые территории, при наличии, в т.ч., и значительной малоэтажной, и имеющейся высотной застройки, представляли собой более 50 тыс.га лесных массивов, долины рек, обширные луговые и иные природные территории. Все это уникальное природное богатство и по сей день позволяет сохранить в регионе безопасный микроклимат, определенную влажность воздуха, температурный режим. А благодаря юго-западной розе ветров позволяет мегаполису дышать, жителям Москвы, в ее старых границах, более или менее успешно сохранять здоровье, а жителям Москвы Новой, в подавляющем своем большинстве, иметь достойную благоприятную среду для жизни.

Выступив с инициативой расширения Москвы за счет новых территорий, федеральные органы власти рассчитывали на перевод сюда административных учреждений и формирование современного административного и делового центра. Однако вскоре федеральные власти утратили инициативу в реализации этого проекта, а идеи о развитии Новой Москвы по современным европейским алгоритмам «зеленых городов» с малоэтажной застройкой, обоснованно необходимыми дорогами и приоритетом сохранения природы, канули в лету. В результате, в документах, определяющих градостроительную политику Новой Москвы нашли отражение, в первую очередь интересы застройщиков, лоббирующих высокодоходную повсеместную застройку при минимальных издержках. Интересы жителей, заинтересованных в гармоничном развитии этой территории, и сохранении окружающей среды, в предложенных проектах отражения не нашли. Новую Москву, с ее уникальными природными особенностями, решено превратить в густонаселенную за счет притока российских и иностранных мигрантов, территорию с плотной жилой застройкой, одновременно являющуюся транзитным транспортным и логистическим центром перемещения потоков грузов.

II.

Проводимая в Новой Москве градостроительная политика несет в себе ряд существенных угроз.

- Чрезмерная концентрация населения России в Московском регионе представляет серьёзную угрозу безопасности государства, поскольку при существующих темпах роста внутренней и внешней миграции в регионе в среднесрочной перспективе (20 лет) численность проживающих составит 1\3 населения России. Процесс концентрации населения в Московской агломерации автоматически сопровождается уменьшением активного населения репродуктивного возраста в других областях России, что чревато утратой государственности на территориях с низкой плотностью населения. Перенаселённый Московский регион, являясь многофункциональным центром управления России, становится чрезвычайно уязвимым в случаях с техногенными катастрофами, эпидемиями, актами внешней агрессии, террористическими атаками.

- Уже осуществляемое стройкомплексом уничтожение природных территорий представляет собой угрозу экологической безопасности всего московского региона, несет ближайшие и перспективные угрозы здоровью и, как следствие, жизни людей. Каждый город, в силу своего техногенного воздействия влияет на окружающую среду, вызывая аномальное разрушение естественного фона на площади, многократно превышающей территорию города. В урбогиганте Москве, в результате постоянного осаждения загрязняющих веществ из атмосферы, отложений бытовых и промышленных отходов, сформирована зона хронического загрязнения. Медики считают, что загрязнение атмосферного воздуха в Москве является ведущим фактором риска для здоровья горожан. По ряду экологических показателей и показателей здоровья Москва относится к числу худших среди субъектов Российской Федерации: по комплексному показателю загрязнения атмосферы Москва входит в, так называемый, «приоритетный список» территорий с «повышенным» уровнем загрязнения.

Противостоят этому леса Новой Москвы - самые эффективные биологические фильтры, которые берут на себя многие загрязнения, в первую очередь пыль, содержащую, в условиях города, чрезвычайно опасные для человека вещества. Важнейшие документы градостроительной политики Москвы в отношении присоединенных территорий предусматривают уничтожение защитных лесов и уникальных нелесных природных комплексов, выполняющих для территории всего мегаполиса средообразующие, природоохранные, экологические и санитарные функции: - покрытие ранее лесных территорий плотной сетью автомагистралей, объектами дорожной инфраструктуры и сопутствующей застройкой прилегающих площадей; - повсеместную застройку луговых территорий, - засыпку водных объектов. Декларируемое чиновниками, превращение оставшихся после вырубок лесов фрагментов растительности в парки, представляет собой не более чем попытку скрыть проблему, увести от осознания трагических последствий уничтожения лесов Новой Москвы, т.к. экологическая эффективность естественных лесов и фрагментированных парков «вместо лесов» несопоставима: только нетронутый лес, особенно в условиях мегаполиса способен максимально осуществлять средостабилизирующую и санирующую функции.

- Предлагаемый транспортный каркас Новой Москвы не способствует устойчивому развития новых территорий. Для развития любой территории необходимы транспортные коммуникации, от которых зависит потенциал развития территорий. Новой Москве нужны не просто новые дороги, а такие дороги, которые повысят ее доступность для всех москвичей. Предложенные проекты транспортных коммуникаций на новых территориях не отвечают этим требованиям:

а) транспортные коридоры Новой Москвы разработаны в отрыве от планов развития дорожной сети на остальной территории Москвы. В проекте не предусмотрено ни одной дополнительной дорожной связи новых территорий с расположенной внутри МКАД исторически сложившейся территорией города, что неизбежно затруднит связь новых и «старых» территорий из-за перегрузки существующих дорог;

б) отсутствие дополнительных автодорожных связок Новой Москвы с территорией внутри МКАД не позволяет решить задачу создания на территории Новой Москвы достаточного количества новых рабочих мест, в том числе, и для москвичей, живущих внутри МКАД. Таким образом, не может быть реализован принцип полицентричности, который был заявлен, как основной принцип развития всей территории столицы на длительную перспективу, и территория Новой Москвы не сможет разгрузить исторический центр от избыточных функций административного и делового центра;

в) расчеты транспортных потоков, проведенные НИиПИ Генплана Москвы, показывают в ряде случаев ухудшение дорожной ситуации и значительное повышение загрузки существующих дорог на территории Новой Москвы. В этих случаях транспортная доступность Новой Москвы и прилегающих территорий не только не повысится, а наоборот, снизится, что в корне противоречит задачам развития улично-дорожной сети столицы (пример - проект автомагистрали Солнцево-Бутово-Видное);

г) экономически не проработан проект создания платной автомагистрали - восточного дублера Калужского шоссе, не имеющего самостоятельного выхода на МКАД;

д) Устойчивое развитие территорий предполагает их стабильное экологическое состояние. В рассматриваемых проектах транспортные коридоры проложены, в том числе, через очень значимые для жителей лесные массивы, расположенные вблизи густонаселенных жилых районов и определяющие экологическое благополучие этих районов - например, Ульяновский лесопарк в районе Переделкино, Троицкий лес, и др. При этом проектировщики нисколько не считаются с ценностью лесных массивов, и вместо того, чтобы минимизировать влияние проектируемых автодорог на существующие экосистемы лесов, закладывают в проекты коридоры избыточной ширины. Это предполагает значительную вырубку даже там, где есть возможность обойти лесной массив, или проложить автомагистраль по опушке, без какого-либо серьезного удлинения магистралей и дополнительных затрат. Пренебрежительное отношение к экологическим аспектам проектов говорит о крайне низком их качестве.

image Click to view



III.

Для предотвращения перечисленных угроз и решения проблем устойчивого развития территории Новой Москвы необходимо:


  1. Признать проблему обеспечения экологической безопасности московской агломерации одной из ключевых проблем развития региона. Признать лесные и иные ценные природные территории Новой Москвы основным стратегическим ресурсом обеспечения экологической безопасности Москвы. Московской городской думе и Правительству Москвы обеспечить экологически ориентированное правотворчество и правоприменение. Стройкомплексу Москвы обеспечить проведение на территории Новой Москвы экологически ориентированной градостроительной политики.
  2. В ближайшей перспективе придать лесным массивам Новой Москвы статус городских лесов и разработать механизм правового регулирования данной категории зеленых насаждений на территории г.Москвы.



  1. Незамедлительно внести изменения в законодательство г.Москвы в целях нормативного усиления имеющегося в настоящее время статуса лесов Новой Москвы - Особо охраняемых зеленых территорий (далее - ООЗТ). Установить правовое регулирование статуса ООЗТ законом г.Москвы, а не подзаконным актом (внесением изменений в Закон г.Москвыотт 05.05.1999г. № 17 «О защите зеленых насаждений» или принятием отдельного закона г.Москвы «Об особо охраняемых зеленых территориях).
  2. Отменить постановление Правительства Москвы от 22.10.2014г. № 616-ПП, как очевидно способствующее уничтожению лесов Новой Москвы.
  3. Приступить к созданию комплекса новых ООПТ на территории Новой Москвы (занимающих по площади не менее 50% природных территорий).

При наличии оснований, предусмотренных законом г.Москвы от 26.09.2001г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в г.Москве» в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 23.11.2014г. № 803-ПП, без затягивания и административных проволочек придавать ценным природным территориям Новой Москвы статус Особо охраняемых природных территорий регионального значения (ООПТ).

  1. Включить проектную документацию объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на природных территориях Новой Москвы (ООЗТ, природные и озелененные территории), наряду с проектной документацией в отношении ООПТ, в число объектов Государственной экологической экспертизы.
  2. Ввести мораторий на строительство автодорог, транспортные коридоры которых предусмотрены на лесных территориях Новой Москвы. Вопрос о действительной необходимости каждой из таких автодорог и варианты трассировок решать с участием экспертов-экологов и жителей населенных пунктов, вблизи которых должна пройти такая автодорога, в рамках соответствующих рабочих групп.
  3. Пересмотреть и внести в основополагающие документы территориального планирования и градостроительного зонирования Новой Москвы экологический каркас ТиНАО с включением в него ООПТ, ООЗТ, защитных и рекреационных лесов, экологических коридоров, бывших усадебных парков.
  4. Повысить роль Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы в осуществлении контрольно-надзорных функций в отношении осуществления градостроительной деятельности на лесных и иных природных территориях Новой Москвы. Внести изменения в законодательство г.Москвы, предусматривающие:

- безусловную необходимость получения порубочного билета на вырубку зеленых насаждений для последующего возведения объектов строительства,

- обязательного предварительного согласования с ДПиООСг.Москвы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на природных территориях Новой Москы,

- усиление ответственности застройщиков при отсутствии необходимых согласований и разрешительной документации на вырубку зеленых насаждений,

- иные изменения, предусматривающие нормативно обусловленное усложнение осуществление градостроительной деятельности на природных территориях Новой Москвы и исключающие имеющийся в настоящее время «контроль» стройкомплексом Москвы «самого себя» в процессе осуществления такой деятельности.


  1. В связи с тем, что лесные и иные природные территории Новой Москвы имеют региональное экологическое значение, внести изменения в Закон г.Москвы от 06.11.202г. №56 «Об организации местного самоуправления в г.Москве», исключающие вопросы осуществления градостроительной деятельности на лесных и иных природных и озелененных территориях Новой Москвы из перечня вопросов местного значения городских округов. В настоящее время данная ситуация уже привела к застройке защитного Троицкого леса и дальнейшему проектированию объектов капитального строительства на его территории, выдаче местной администрацией разрешения на строительство объектов в лесу и такое же самостоятельне утверждение документации по планировке лесных территорий в качестве территорий коммунальной/складской/общественно-деловой застройки.
  2. Департаменту городского имущества г.Москвы провести ревизию постановки на кадастровый учет земельных участков, входивших в границы ООЗТ, установленные лесоустроительной документацией Федерального агентства лесного хозяйства по состоянию на 2012г. и постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012г. № 424-ПП, однако поставленных на учет в качестве участков с назначением и видами разрешенного использования, предполагающими их застройку.
  3. В срочном порядке поставить на кадастровый учет в качестве ООЗТ в границах, установленных лесоустроительной документацией Федерального агентства лесного хозяйства по состоянию на 2012г. и постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012г. № 424-ПП, лесов Новой Москвы, имеющих данный охранный статус в соответствии с указанным постановлением, однако до настоящего времени на кадастровый учет не поставленных (пример - Троицкий лес: лесные кварталы 24, 53, 54, 57)
  4. Признать, что превращение лесов в парки экологически ущербно, поскольку предполагает существенное снижение защитных функций природной территории. Одновременно необходимо отметить необходимость создания парков на незалесенных территориях, на месте пустырей и иных территорий, требующих благоустройства и озеленения.
  5. Внести в основополагающие документы территориального планирования и градостроительного зонирования Новой Москвы имеющиеся в действительности границы водоохранных зон, провести кадастровый учет водных объектов. При строительстве автодорог через водотоки вместо дамб с коллекторами

предусмотреть мосты, выполняющие функции экокоридоров. При строительстве

магистралей предусмотреть создание тоннелей для прохода небольших

животных. Запретить при благоустройстве водоёмов изменять более 70%

берегов, приоритет охраны отдавать верховьям.

  1. Сформировать единый транспортный каркас Москвы, обеспечив дополнительные транспортные связи новых территорий с исторически сложившейся территорией города в пределах МКАД, поскольку создается единый город, а не отдельный город-спутник.
  2. Отказаться от принятия отдельного проекта внесения изменений в Генеральный план, а также правил землепользования и застройки в отношении новых территорий, при этом разработать новый проект, увязывающий развитие ТиНАО с развитием смежных территорий города, в первую очередь, ЗАО и ЮЗАО.
  3. Обеспечить создание и реализацию действительно полицентрической структуры города в соответствии с основной заявленной целью присоединения новых территорий;



  1. Исключить высотную жилую застройку и ограничить высоту жилых зданий 3-мя этажами, уменьшить плотность жилой застройки, - тем самым, в т.ч., снизить прогнозируемую численность населения ТиНАО.
  2. Предусмотреть приоритет развития внеуличного рельсового транспорта -

минимально, по сравнению с другими видами транспорта, фрагментирующим природные территории.

  1. Существенно переработать либо отменить проекты линейных объектов улично-дорожной сети, при разработке которых нарушен баланс между экономической эффективностью и экологической безопасностью, пересмотреть коридоры прохождения проектируемых автомагистралей для обеспечения баланса при развитии транспортных коммуникаций, с одной стороны, и развитии природных территорий - с другой стороны.

http://red.msk.ru/takoe-razvitie-nam-ne-nuzhno-kruglyj-stol-po-problemam-gradostroitelnoj-politiki-v-novoj-moskve/

конференция, Мосгордума, Москва, экология, Новая Москва, экоактивисты, КПРФ, генплан, ТиНАО, леса

Previous post Next post
Up