И о соцреализме как ремесле

Aug 05, 2023 10:30


Умение + воображение - это классическое искусство

Умение и отсутствие воображения - это ремесло

Воображение и отсутствие умения - это современное искусство

(кажется Tom Stoppard)



(Самохвалова картина)

Валерий Брюсов

1906, без даты

Ездил к Врубелю. Он будет писать портрет с меня.

Я ужаснулся, увидав его. Красноватое лицо. Глаза, как у хищной рыбы. Складка поперек переносицы. Торчащие волосы вместо бороды. Хилый, больной, в грязной мятой рубашке. Он - сумасшедший поистине. Я знаю эту беспрерывную речь, цепляющуюся за слова, теряющую нить, то безумно яркую, то бессильно бесцветную.

Напомнило из детства:

- Да разве я такой? - закричал Гунька в испуге.

- Конечно, такой. Какой же еще?

- А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.

- Ну, вырастут когда-нибудь.

- А нос почему красный?

- Это чтоб было красивее.

- А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?

- Голубые, - ответил Незнайка. - Но, если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.

- Нет, это плохой портрет, - сказал Гунька. - Дай я его порву.

- Зачем же уничтожать художественное произведение? - ответил Незнайка.

Гунька хотел отнять у него портрет, и они принялись драться. На шум прибежали Знайка, доктор Пилюлькин и остальные малыши.

- Вы чего деретесь? - спрашивают.

- Вот, - закричал Гунька, - рассудите вы нас: скажите, кто здесь нарисован? Правда, это не я?

- Конечно, не ты, - ответили малыши. - Тут какое-то пугало огородное нарисовано.

Незнайка говорит:

- Вы не догадались потому, что здесь подписи нет. Я сейчас подпишу, и все будет понятно.

Он взял карандаш и подписал под портретом печатными буквами: «ГУНЬКА». Потом повесил портрет на стене и сказал:

- Пусть висит. Все могут смотреть, никому не запрещается.

- Все равно, - сказал Гунька, - когда ты ляжешь спать, я приду и уничтожу этот портрет.



Соцреализм стал настоящим ремеслом. Если ты не умел рисовать или лепить, ты точно не художник. Нам такие картины нравились и не нравились. Мы понимали, что в них закрыт взгляд на реальность советской жизни. Ухмылялись себе в усы... А теперь горько плачем!

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.

«Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

И анекдот про соцреализм. Чтобы читателя не усыпить :))

Молодой писатель принес в редакцию свой первый роман.

Редактор лениво прочитал первые фразы:

"- А не испить ли нам кофею,- спросила графиня.

- Отнюдь, - сказал граф, схватил графиню в охапку и потащил на чердак."

- Hеплохо, заметил редактор, - а когда, кстати, в вашем романе происходит действие?

- В 1916 году.

- А почему же тогда в нем отсутствует тема революции?

Hа следующий день начало романа звучало так:

"- А не испить ли нам кофею, - спросила графиня.

- Отнюдь, - сказал граф, схватил графиню в охапку и потащил на чердак. А в это время

в подвале дома напротив проходил пленум РСДРП(б).

- Уже лучше, - сказал редактор, - но какая же революция без рабочего класса? Где в вашем романе отражена тема пролетариата?

Еще через день автор принес исправленный вариант.

"- А не испить ли нам кофею, - спросила графиня.

- Отнюдь, - сказал граф, схватил графиню в охапку и потащил на чердак.

В это время за окном разгоралась багряная заря революции и доносились удары молота - это кузнецы Петр и Иван ковали подкову."

- Гораздо лучше, - заметил редактор, - но тема будущего в вашем романе все-таки отражена недостаточно!

В окончательном варианте роман начинался так:

"- А не испить ли нам кофею, - спросила графиня.

- Отнюдь, - сказал граф, схватил графиню в охапку и потащил на чердак.

Тем временем за окном разгоралась багряная заря революции и доносились удары молота - это кузнецы Петр и Иван ковали подкову. Неожиданно удары стихли. -

- Да ну его на #уй, - сказал Петр и бросил молот, - завтра докуем!"

- А где же тема пролетарского интернационализма? - спросил редактор.

Совсем окончательный вариант:

"- А не испить ли нам кофею, - спросила графиня.

- Отнюдь, - сказал граф, схватил графиню в охапку и потащил на чердак. Тем временем в подвале дома напротив шел пленум РСДРП(б), а со двора

доносились удары молота - это кузнецы Петр и Иван ковали подкову. Неожиданно удары стихли. -

- Да ну его на #уй, - сказал Петр и бросил молот, - завтра докуем!"

- Ты что? Hадо доделать! А то хозяин ругаться будет!

- Hет уж! - вскричал Петр. - Пусть негры пашут!"

***

Теперь я понимаю, что соцреализм на много порядков лучше современных перфомансов. Просто такому, как я, надо показать ещё большую лужу дерьма, нежели где я живу. Всё познаётся в сравнении.

Лунный обыватель Козлик, комментируя картину, всё чётко объяснил Незнайке:

«Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять - просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. 'Нам , говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить'».

Современное искусство становится всё более и более искусственным, оторванным от настоящей реальности, от подлинных чувств и эмоций и, самое главное, от чаяний основной массы людей на планете. Это относится и к литературе, и к кино, и к театру, и к музыке, и к живописи, в первую очередь.

А вы знаете, что на Западе сейчас настоящий бум именно нашего соцреализма? Того, старенького, из советских времён. Почитайте:

Конечно, для большинства западных коллекционеров советский соцреализм - не что иное, как экзотика, кич, но возможно ли им до конца понять то, что происходило в те времена за пределами холста? Могут ли они представить себе то немыслимое идеологическое давление, коему подвергались советские художники? Вряд ли.

Хотя так ли это сейчас важно? Как бы то ни было, соцреализм находится на волне международной популярности, и именно она спасает картины тех времен от верной погибели в застенках пыльных российских студий и подвалов.

Замечательно характеризовал "соцреализм" великий артист Олег Даль: "Соцреализм - определение, не имеющее никакого определения".

«Работать, строить и не ныть!», название выставки Александра Дейнеки, однажды случившейся в Москве.

Дейнека - глашатай и образец социалистического реализма, где романтика будущего счастья закрывает глаза на суровую реальность.



(Автопортрет Дейнеки)

Ни одного из трёх этих слов ныне нет в современном искусстве. Но оно тоже «закрывает глаза на…»... отсутствие простого умения рисовать. То есть элементарное отсутствие РЕМЕСЛА.

Вот такого:



Верю, что нынешнее деструктивное искусство мы также кинем на землю. Как наши отцы и деды поступили с флагами деструктивной политической силы...

картина, размышлизмы, #уй

Previous post Next post
Up