Сразила она меня

Jun 25, 2023 10:30





Это в Мариинки состоялся выпускной спектакль Вагановки Золушка. Этот кадр оттуда.

Но я о выпускном 1980 года. Который монтировал и проводил я...





Правдивая Байка № 40. Балет в Ленинграде

После оперы в Минске, расскажу про балет в Ленинграде. Ну не про весь, не пугайтесь! :)

Снова вернёмся в БКЗ «Октябрьский, где я работал в 1980 году, и которому уже посвятил множество своих Правдивых Баек.

Сегодняшний рассказ о моём величайшем триумфе и величайшем позоре в карьере машиниста сцены.

Каждый год на сцене БКЗ случался выпускной вечер Вагановского училища, где показывали своё умение ученики прославленного училища, с первого и до последнего класса. Зал был забит до отказа, половина или более - родственники учащихся, которые прилетали даже с Дальнего Востока. Ведь это было такое событие! Вот взгляните, хоть это не БКЗ, но ученики Вагановского училища на выпуске, молодые ещё:

image Click to view



Я уже отработал полгода в БКЗ, мне стали доверять сложную работу. На этом концерте мне доверили опускание колонн, подвешенных на тросах около самого задника. Их не было видно с основного пульта, поэтому был оборудован выносной, нажимать на кнопочки которого доверили мне. Колонны были древнегреческие, хоть и бутафорские, но увесистые: арматура металлическая, обмазанная папье-маше. Штук пятнадцать.

Тонкость была одна: опускать колонны надо было между номерами, когда свет весьма приглушён. Опускать из поднебесья до уровня пола, как говорят профи - планшета. На репетициях проблем не было, свет слегка приглушали, я эффектно опускал колонны, тормозя их в метре от планшета, так как их совокупная масса была весьма большой и по инерции они останавливались через 60-80 сантиметров только.

И вот начался Вечер. Зал был забит до отказа, народ тогда любил смотреть балет, а не Дом-2.

Мой выход.

Середина вечера, заканчивается предыдущий танец и надо опускать колонны. Замолкает оркестр, гаснет свет, и мои волосы встают дыбом - он гаснет совсем! Я и в сумерках неважно вижу, а тут кромешная темнота. Дети следующего номера, сталкиваясь, занимают исходную позицию для своего танца, я опускаю колонны… Но, когда останавливать их спуск, я не знаю. Ничего не вижу!

Торможу слишком рано, колонны останавливаются в полуметре от пола. Медленно дают свет. Режиссёр видит, что колонны не дошли до планшета и кричит по рации: «Вниз!». Нажимаю кнопку, но…

В последнюю секунду торможу, однако инерция увлекает колонны до самого пола. Они с громким стуком ударяются о планшет. Дают свет на сцену… Зал ахает! Мамаши бьются в истерике, папаши продвигаются к сцене. Их детки в реальной опасности! Ибо колонны, упёршись в пол, провисают на тросах подвески. Кренятся и раскачиваются над головами детишек. Это совершенно безопасно, но смотрится жутко. Режиссёр концерта орет по рации: «Вверх колонны!!!», я подчиняюсь…

Дальнейшее достойно сюрреалистического фильма. Колонны отрываются от пола и начинают крупно раскачиваться, из зала кажется, что прямо над головами детей. Мамаши уже сползают в истерике с кресел, у папаш подгибаются ноги, даже оркестр выдаёт какую-то жуткую ноту и, вразнобой, замолкает. Режиссёр хрипит и только брызгает слюной. Помреж берёт власть в свои руки, даёт команду убрать свет, а нам бежать на сцену и ловить раскачивающиеся колонны. Далее ещё веселее! На дискотеках часто дают такой свет, что белые рубашки ярко светятся голубовато-белым светом, все видели. Мы были в белых рубашках!

Теперь немного перепрыгну в будущее. Лет через десять в одной кампании случайно познакомился с дамой, которая сидела в зале на том самом злополучном концерте. Её племянница закончила тогда восьмой класс училища. И она рассказала, что же видел народ из зала.

Когда дали свет, и они увидели колонны, угрожающе нависшими над их детьми, при этом раскачиваясь, была полная тишина. И на сцене и в зале. Но когда грянул оркестр, нервы не выдержали! Не у всех из горла даже мог исторгнуться звук…. Страшно было очень! А потом оркестр как-то пискнул и затих, свет опять погасили, а по сцене в полной тишине и слабом свете запорхали привидения. Настоящие. И тут, рассказывает она, стало страшно по-настоящему…

Колонны мы поймали и успокоили, дали свет, заиграл оркестр, дети затанцевали - они же ничего это не видели, так как стояли спинами, в третьей позиции. Зал постепенно затих. Лишь я, понимая, чем мне всё это грозит, побрёл к центральному пульту. Как закончился концерт, я, право, не помню, а потом началась экзекуция.

Режиссёр кричал на меня и брызгал слюной, мне было очень стыдно. Неожиданно мой начальник и зам директора БКЗ назвали режиссёра ослом, обвинив его самого в случившемся. Я не верил своим ушам! А мысль их была проста: зритель же не знает, как должно быть на самом деле! На каком расстоянии должны быть колонны от пола. Люди же понимают, что это условность, им же не жить в том храме с колоннами. А режиссёр дал команду опустить до пола, все за сценой это слышали. А молодой не виноват, он очень даже артистично скакал по сцене, ловя колонны! Под общий смех я покинул разбор полётов…

Но, отчего-то, мне до сих пор немножечко стыдно! :))

личное, ностальгическое, Правдивые Байки, Питер, музеи и театры

Previous post Next post
Up