Есть толпа кинолюбов, кто от этого просто тащится. Просто им по сердцу рваные сюжеты, бесконечно длинные планы, кривой монтаж, трясущаяся камера, куча иносказаний и персонажи, похожие на насекомых - которые ведут себя так, словно в человеческом обществе сроду не бывали и норм человеческого поведения не знают.
И главная прелесть - их собственное мнение обо всём. О родах, о геополитике, об инвалидах, особенно по уму. Его же надо донести до быдло-человечество. Они же вымрут без их суждений.
Просто я такое кино не очень люблю.
Смолоду это мне даже нравилось. Теперь вызывает изжогу. Потому мы с моим другом, который читает по клубам лекции о кино с показами своего артхауса. И рассматривать его публику крайне интересно. Столь колоритные личности. Столь явные навальнята и либерасты. Может это просто кино именно для них? А я зря трачу время?
Показать реального человека с теми проблемами, что есть почти у каждого, им западло. А кино, пронизанное болью за человека и жалостью к нему? Что для артхауса (не только нашего) - большая редкость.
Обычно артхаусный фильм демонстрирует этакий взгляд свысока - словно и в самом деле некое высшее существо наблюдает за насекомыми, их бессмысленной суетой и их хаотичным дрыганием. И форма выбирается именно такая - чтобы «насекомым» этот «язык божеств» был недоступен, а был бы доступен только «посвященным».
А кино - хоть тресни - должно быть удовольствием.
Даже самое трагическое и мучительное - оно должно доставлять эстетическое наслаждение, даже помимо моей собственной воли.
От стены наклонились в пруд
Белоснежные контрофорсы,
Словно лошади, воду пьют.
Кино без контрафорсов не нужно. Контрфорс (от франц. contre-force - противодействующая сила) - массивная подпорка для поддержания стены. Автор создал свой храм и понимает: без опор он может рухнуть. И одной из опор станет зрительская сила, любовь зрителя. А не размышления: как автор извратился, как показал страдания неудовлетворённой мужиком лесбиянки! Чудесно я стану спать с этой тайной, это мне очень поможет в жизни, думает их зритель.
Я не могу выносить произведение искусства, вызывающее сплошь негативные эмоции, я от него внутренне устаю.
Тем удивительнее мои чувства от просмотра Юрьев день от Серебряникова (см мой
старый пост) «Юрьев день» показывает среду опустившихся людей, голых стен дешёвых квартир и рентгеновского света больницы. Аналог - наша пивная. Разница только одна. Героиня выпадает из коллектива пивной, а общность людская там есть!
И целых два дня из моей головы не уходило кино. Артхаусное. Но такое... Жуткий, страшный до прекрасного фильм. Ожесточенный до милосердия. Русский фильм.
Процитирую свой пост:
Вы захотели реквизит, второстепенные роли и антураж принять за свою действительность, это ваше право, это свобода выбора.
И главное. Ну не сына она там ищет! И не себя даже! Ну, пала она, понимаете? Сорвалась, не удержалась! И начинает свой долгий путь к себе.
И отчего все решили, что сын погиб, исчез? Мент сказал? Так он предполагает, но не знает. Моя версия - плюнул на мать да поехал по бабам, в кабак. 20 лет балбесу. Всё остальное - фантазии. И не нужно жить вместо своих детей. Пустите и их тоже пожить.
***
Алан Мур очень прав: «Супергеройские фильмы уже практически погубили кино, да и культуру как таковую. Это очень тревожный знак, когда сотни тысяч взрослых людей выстраиваются в очереди, чтобы посмотреть на персонажей, созданных пятьдесят лет назад для двенадцатилетней школоты без мозгов».
Старик прав, разумеется, это все так, но есть нюанс.
Этом мир действительно оставляет желать лучшего, можно было бы придумать и поудачнее.
Но другого у нас тупо нет. Жить нам придется в этом.