Левитанский:
Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.
И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Канал Культура вновь умудрился меня порадовать! Недавно, благодаря каналу, написал пост про смычок, а теперь пишу про рояль.
Вообще этот канал я не терплю. Там нет русских на экране. Там одни только люди право имеющие в россиянии, нации такие есть. Это не мой канал. Но оккупанты имеют право устанавливать свои правила. Но не об этом мой пост.
Они показали программу БиБиСи про искусство изготовления роялей. И я был покорён.
Однажды
писал в своих воспоминаниях о БКЗ про рояли:
В БКЗ было три рояля: "Стейнвэй" (Steinway) конечно, Блютнер и «Красный Октябрь». Стоят они под сценой, в третьем трюме (почти подлодка!). Перед концертом обязательно приглашается настройщик. Их было, оказывается, всего три на весь город, которых приглашали на концертные площадки. Мне поручили сего специалиста, проводил его в трюм. А после процедуры задал вопрос, зачем три рояля? Он попросил отвернуться и сыграл по очереди на каждом. Спросил: «Теперь понятно?» «Абсолютно, - ответил я, - первый для классики, второй - для эстрадных концертов, а третий…» Замялся…. «Для партийных конференций….» - закончил он со смехом. Рояль был действительно ярко- красным, дюже красивым… Про звук - не буду! ;)
Но одно забыл сказать. Настройщик при прощании сказал вещь, которой я не поверил.
«Понимаешь, Лист играл на своём рояле, а Моцарт на своём. И если им поменяться роялями, они бы играть не могли вовсе. Звук не тот! А на Steinway мог бы играть только Чайковский».
Забыл я этот разговор, но канал Культуры мне напомнил. Фильм именно о мастере, кто восстанавливает, точнее создаёт заново, рояли великих композиторов. Американский мастер, русская жена, живут под Прагой. И творят чудо! Он сделал пять великих роялей. Она мне сыграла. И я всё понял! Мощь рояля Листа, барочность рояля Моцарта. И самое главное: я понял Шуберта! Всегда считал его занудливым, не мог понять, зачем он делает всегда повторы музыкальных фраз. А его пьесы мне сыграли на его рояле. Это божественный звук! Просто повторы извлекают новую, не как первый раз, красоту, и хочется слушать сей фрагмент ещё и ещё. Это открытие для меня. Спасибо, канал Культура.
И оказывается Лист приезжал в Россию со своим роялем! Он не мог играть на слабеньких инструментах. Ему нужна была мощь.
Только в одном ошибался настройщик. Он сказал, что фирма Steinway & Sons английская, а данный рояль в БКЗ сделан в Германии на их филиале. Недавно узнал, что фирма-то американская с XVIII века и филиал в Германии они столетие спустя создали. Подготовлю пост про их рояли. Не исторические, но они стоят по всему миру. На них все пианисты мира играют. А это что-то значит!