Мы вступили в век репродукций

Mar 03, 2021 10:30





Пока есть - и он будет длиться долго - век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением, мы всегда будем ущербны.

Такими нас делает фейковая пандемия - мы смотрим на картины в музеях в смартфоне, смотрим кино на планшетах, забыли как весома настоящая книга, читая электронные читалки, какой эффект даёт кино на большом экране. Всюду репродукции.

Но репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Давид и его уменьшенный слепок - это не то же самое, но чувство «не то же самое», оно потеряно.

Понять фильм «Освобождение» даже в телевизоре нельзя - он снят именно широкоформатным, с такими басами взрывов и танковых атак, что моя подруга заплакала и спряталась под креслом в кинотеатре Ленинград. Зал содрогался. А про Давида я недавно писал - это шок.



Двадцатый век принёс нам глобальную деформацию и слом, отраженные прежде в кубизме.  Поэтом всё и началось: дадаизм, сюрреализм, «давайте вещи мира столкнем в абсурдном сочетании» - и поскакало нечто на кузнечиковых ногах. И дальше, и дальше… уже концептуализм, и проплыла акула в формалине.

Но это было живьём, рядом с тобой, на выставках и в музеях. А сегодня - куцая репродукция даже в альбомах, но в основном в смартфоне.

Мы видим, как разрушается принцип эстетики, духа и принцип идеала, то есть искусства как высокого примера, к которому надо стремиться, сознавая все свое человеческое несовершенство. Репродукция нас примеряет с низостью и малостью. И картинки, и духа.

А в мире сейчас наша реальность это стена, как груда кирпичей, которую нам и показывают, говоря: вот это искусство. Или показывают заспиртованную акулу, но она вызывает только отвращение, она не может вызвать другое чувство, она не несет ничего возвышенного, то есть идеала. Или позолоченная кучка дерьма, которая говорит вообще не понятно что.

Как выстраивать мир вокруг отсутствия идеала?..

Сегодняшнее искусство это жест, высказывание, но не искусство.

Пока есть - и он будет длиться долго - век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением.

Люди, посмотрев телевизионную передачу о какой-либо выставке, говорят: «Зачем нам туда идти, мы же все видели». И это очень прискорбно. Когда я пишу в своём любим посте о картине с настоящим Христом - Два Иисуса. Русский музей  , меня реально спрашивают - а ты зачем так долго сидишь напротив картины и пялишься в неё? И - не объяснить!

Я не мистик, но есть определенное излучение той силы, которую отдает художник, работая над картиной иногда много лет. Это насыщение передается только при прямом контакте. То же с музыкой. То же и с кино - любого большого киноавтора просто воротит, если его фильм смотрят на смартфоне и в Ютубе.

Слушать музыку в концертных залах и ее воспроизведение даже на самом новейшем носителе - это несравнимо по воздействию.

Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения на бумаге - они бездонны. И слушать настоящую музыку надо в Филармонии, чтобы в тебя вошли все мельчайшие вибрации. И кино смотреть в кинотеатре с массой колонок по всему залу, а не на Ютубе.

Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. В истории уже бывали такие моменты, когда все подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись новые люди и что-то происходило. На это и следует надеяться.

***

Вот на это я надеюсь:

Рюмочная

Мы с другом выглядели здесь как древние ящеры. Но было нам хорошо.

А когда я увидел, как двум зумерам барменша льет водку прямо в кружки с пивом, делая ёрш, то сказал другу торжественно: «Нет, не погибла Москва. И у этой страны точно есть будущее!».

атомизация, размышлизмы, кино, люди

Previous post Next post
Up