Барды

May 26, 2020 10:32





Все было мокрое: волосы и одежда. Но вот пошел слабый дымок и появились первые искорки. Искорки становились все ярче и ярче, пробивая туман и тишину. Мысли стали яснее. Мы окружили костер и грели озябшие ладони. Вот так зародилась жизнь. Вот уже закипела вода в котелке.Женя взял в руки гитару. И полились звуки, божественные, сперва не смелые, но с каждым аккордом все больше и больше набирающие силу. И вот сила костра и сила гитары соединились во едино и коснулись наших сердец и рассеяли туман и пронзили тишину и высушили одежду. Мы улыбались, просто потому, что улыбка, так естественна для человека. Счастье вот так сидеть у костра на краю земли. Сидеть со своими друзьями. Петь песни и пить чай с дымком. И всматриваться и вслушиваться и обонять и осязать и чувствовать тепло и чувствовать радость и чувствовать Жизнь.
Костер и гитара.
Вот она простая формула счастья. Источник

***

Любопытная мысль одним молодым человеком была мне высказана: в ваше время были барды, но они умерли, в наше время бардов заменили рэперы, но и они уже вымирают.

Я согласился с ним в одном - энергетика в рэперских песнях тоже есть и не малая. Но вот с текстами просто кошмар! Наши барды либо сами были хорошими поэтами, либо брали стихи гениев, многие из которых народ и узнавал из авторской песни. И сегодня не зря называют слова в песнях рэперов ТЕКСТОМ. Потому что к поэзии эти слова относится не могут, хотя и зарифмованы.

И я захотел продолжить разговор уже в своём журнале.

Барды остались, а бардовской песни нет. Так бывает. В России, например, есть журналисты, а журналистики нет. Есть врачи, но нет здравоохранения. Есть учителя, но нет просвещения. Есть ученые, но нет науки. Авторская песня могла существовать лишь в очень определенной нише, которую отвело ей закрытое со всех сторон государство. Не стало государства - открылись ниши, а все, что там пряталось, вывалилось и побежало, как колобок, искать другого пристанища.



Авторская песня возникла раньше, чем многие думают. Как явление она оформилась в 60-е, с оттепелью, но писать песни, не укладывающиеся ни в какой жанр, в первую очередь ни в один из официальных, начали еще до войны. В страшный 1937 год впервые прозвучала песня «Бригантина» - ее написали вместе Георгий Лепский и Павел Коган, тогда еще 18-летние дети.

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза.
Во флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют,
Вьется по ветру «Веселый Роджер»,
Люди Флинта песенки поют.

Это был фальстарт. Страна тогда была слишком увлечена террором и поисками врагов, борьбой с ленинско-троцкими либерастами, поэтому те, кому надо, упустили это неожиданный, такой искренний и неофициальный, выдох свободы. С «Бригантины», собственно, авторская песня и началась.

В том же 37-м стал выступать со своими песнями Михаил Анчаров. И именно Анчарова Владимир Высоцкий называл своим учителем. Ну а в 60-е всё и расцвело. На всю страну. И как поэты собирали миллионы на стадионах и площадях, так и барды собирали грушинские и прочие фестивали.

Рэпер Noize MC пишет честно:

«Я не говорю, что нужно упрощать рифмы - сейчас технические нормативы выросли просто ****** [очень сильно]. Просто нужно вовремя давать себе ******* [пистонов] за лень.

Ну, и панчи-панчи-панчи! На атмосфере и общей идее нынче не уедешь. Надо чтобы в каждой четверке была какая-то яркая фигня! Если ее нет, значит ***** [в пекло] такую четверку целиком! Ни любви, ни тоски, ни жалости.

Я заметил, что у меня все муки творчества от того, что я ссу выбросить на помойку какую-нибудь нерабочую конструкцию: а вдруг пригодится? ***** [в топку] «неплохо», бро! Должно быть только «*******» [зашибись!]. Иначе ***** [зачем]? Еще есть метод просто врубать микрофон и что-то напевать-накрикивать. Можно тарабарщину, бессвязные слова. Не фристайлить, а просто угорать. Так может получиться хук неожиданно ******** [отличный] и естественный, или мелодия неожиданная».

Именно! «что-то напевать-накрикивать». Это метод какаду обыкновенного? Который так внимание к себе привлекает напевая и накрикивая.

***

Прочитал тут попытку анализа текстов рэперов и подивился  https://yandex.ru/company/researches/2018/rap :

Наиболее характерными словами для рэпа и хип-хопа оказались, собственно, рэп и хип-хоп. Рэперы вообще много говорят о своей музыке и о процессе её производства. Слова трек, микрофон, бит, рифма или, например, альбом так же характерны для жанра, как обсценная лексика или жаргон - тачка, хата и прочее. Наименее характерны для рэпа слова луна, весна, птица, дождь, река, крыло, тишина, сердце и так далее.

Самые характерные глаголы для самого многословного из жанров - это базарить и п**деть. Самые нехарактерные описывают разнообразные чувства и порывы - умчаться, отзываться, тосковать и так далее. Топы прилагательных и наречий состоят в основном из мата.

Мы разделили историю русского рэпа на пять периодов и для каждого нашли слова, которые в этот период употребляли намного чаще, чем в другие. Девяностые оказались очень похожи по духу на начало двухтысячных: рэперы много говорили про уличную жизнь, драки и битвы, гордились слогом, ждали наград, искали истину. Вторая половина нулевых отличается распространением сленга вроде рэпчика, тогда же стали мутить и убиваться. С начала десятых в топах стало больше заимствований из английского, особенно много их в списке характерных слов последнего периода: хайп, блант, кэш, коп, трип, хейтер и прочее.

И в конце длинной цитаты:

Среди представителей других жанров самые рэперские наборы характерных слов оказались у «Ленинграда», Владимира Высоцкого и «Кирпичей». Кроме того, в топе-20 по лексической близости к рэпу - ДДТ, Егор Крид, Сергей Трофимов, Александр Розенбаум, «Аквариум», «Гражданская оборона» и «Дискотека Авария».

Ну, насколько Высоцкий близок к рэпу судить может каждый. Я помолчу…

Филологи грустно замечают:

- Если раньше… люди извинялись за низкое слово, сниженный стиль, то теперь извиняются за высокое слово. Произошла резкая смена стиля общения, избегается пафосность во всех формах.

Поставил я рядом два слова  - рэп и пафосность - и заржал.

И ещё:

- Филолог полагает, что речь стала более неряшливой, люди перестали следить за своей грамотностью, "подразумевая, что неряшливо оформленная речь - это показатель спонтанного общения", желания говорить не правильно, а моментально, показатель искренности вот такой получается.

Вот это точно - молодой верит, что текст рэпового хита точно искренний! Бедолага…

Но филолог полон надежд: Он отмечает, что в соцсетях очень много поэтических текстов разного уровня и качества, "но среди этих поэтических текстов появляются шедевры".

Может вновь выйдет из спячки толпа бардов?

размышлизмы, барды

Previous post Next post
Up