Внезапно в сети наткнулся на снимок. Обычная улица в Питере (Зенитчиков), сталинская архитектура. Казалось, что единственное тут необычное - улица плавно изгибается! А в Питере практически все улицы и проспекты исключительно прямые.
Но этот мальчонка с мамой - это же я со моей мамой, правда оба в зимней одежде! А листья ещё/уже зелёные. Питер - холодный город. Дата снимка указана 1955 год. Но дело в том, что именно я почти в это время мог идти вон в тот магазин справа, вход под маркизами. Мы звали этот магазин «дальний», он был через улицу и три-четыре дома от нашего. Но там отчего-то чаще выбрасывали дефицитные продукты.
И вот однажды зимой пронеслась по коммуналкам весть: в дальний гастроном завезли финские яйца! Дают по одной гофре в руки. Гофра это Тара для яиц №20, на 20 яиц, она используется сотню лет. Тетки со всех окрестных домов рванули туда. Мама одела и меня - мои руки тоже стали нужны: это 2 десятка яиц дополнительно.
Очередь перед магазином была огромная, а мороз крепкий, я запомнил. Стояли часа два (может всего полчаса, но холодно было). И вдруг стало много теплее: мама меня сдавала на прокат свои соседкам и товаркам. Чтобы и на меня дали лишнюю гофру. Поначалу я возгордился: стольким женщинам я стал так интересен и востребован! Но на четвёртый раз я понял: продавщица начнёт меня узнавать и именно нам лишняя гофра не достанется.Я снял шарф, хотел снять и шапку, когда очередь подошла. Но продавщица только улыбнулась: «да я тебя давно запомнила, можешь шапку и не снимать». Я был потрясён: наш обман раскрыт, но наказания не было! И я стал больше понимать устройство этого мира.
***
Да, для молодых скажу. Яйца всегда были в продаже, но грязноватые и иногда испорченные. Может видели живьём пробор под названием овоскоп?
Проверяли часто. И наши были мелковаты. А Финские - огромные и снежно белые. И все понимающе кивали - импорт!
Хотя на вкус наши были вкуснее. Финны кормили своих куриц рыбной мукой, отчего от их яиц всмятку шёл лёгкий запашок рыбы... Потом и советские птицефабрики стали кормить рыбой. И вонища вокруг птичников усилилась многократно.
Но тогда престиж был дороже вкуса. И наша с мамой добыча была добычей престижной.
А меня впервые жаждало столько женщин! Помню ведь почти 60 лет об этом. Может впервые что-то мужское тогда во мне проснулось? )))
А вот это мой дом и мой подъезд на Стачек 92, откуда мы вышли в дальний поход за финским яйцами. За диффситом, как говорил Райкин.
Окна наши на первом этаже справа от входа в подъезд, теперь там белые пластиковые оконные блоки. А наше окно было лишь только одно - комната в коммуналке, прожито 7 лет.
С той поры я не уважаю финские яйца и финское пиво. Тогда в СССР всё наше было лучше по вкусу. Но по виду и упаковке мы были далеки от нужд народа. Как и вся деятельность партии (((