Вызвана сия заметка к жизни снимком мужика в водолазном костюме при строительстве Транссиба почти сто лет назад. который увидел в ЖЖ уважаемого
periskop .
Давно хотел рассказать, вот и повод появился. Поскольку люблю делиться своими случайными познаниями, то приведу просто интересный факт. Который говорит, что мы находимся недалеко от эпохи Пушкина. Просто в таком виде водолазный костюм создан в 1837 году и существует до сих пор без существенных изменений. И Пушкин мог его видеть!
Создал же его англичанин Август Зибе, сконструировал и доводил до ума то, что и мы теперь можем видеть...
Костюм А.Зибе
Костюм военной поры
Шлем
И, кстати, этот костюм из музея ТОФ во Владивостоке!
Историческая справка:
АВГУСТ ЗИБЕ
Спустя 17 лет, в 1819 г., англичанин Август Зибе сконструировал свои «открытый» водолазный костюм, в который с помощью специального насоса по шлангу непрерывно подавался воздух с поверхности. Сам костюм состоял из шлема, прикрепленного к водонепроницаемой рубахе, открытой у пояса, что обеспечивало удаление выдыхаемого водолазом воздуха. Водолазу, работавшему в костюме Зибе, приходилось, естественно, постоянно помнить о том, что стоит ему чересчур нагнуться, как его рубаха тут же заполнится водой.
ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ С ЖЕСТКИМ ШЛЕМОМ
В 1837 г. Зибе существенным образом усовершенствовал свое изобретение. Теперь водонепроницаемый костюм закрывал все тело водолаза (кроме рук), ноги были обуты в галоши, снабженные тяжелыми грузами, а установленный в шлеме выпускной клапан обеспечивал удаление выдыхаемого водолазом воздуха.
Путем таких изменений Зибе не только изобрел водолазный костюм с жестким шлемом, но и фактически завершил его эволюцию. Современный костюм водолаза мало отличается от разработанного Зибе: он представляет собой сплошной комбинезон из прорезиненной ткани, закрывающий тело водолаза от шеи до ног. На плечи надевается снабженная болтами металлическая манишка шлема, на которой закрепляется наружный фланец рубахи. На сегментном кольце манишки устанавливается промежуточное кольцо шлема, фиксируемое с помощью гаек на болтах манишки, что в итоге обеспечивает герметичное соединение рубахи со шлемом. Рукава рубахи заканчиваются резиновыми манжетами. Ноги водолаза обуты в водолазные галоши со шнурками и крепежными ремнями. Галоши, изготовляемые из прорезиненной ткани или парусины, снабжены кожаными задниками и латунными носками. Чтобы погасить излишнюю плавучесть водолаза, подошвы галош выполняют из свинца. Той же цели служат свинцовые или чугунные нагрудные. грузы, соединяемые брасами. Масса грузов может достигать 25 кг.
Шлем обычно изготовляется из медного листа путем штамповки. Снизу к нему с помощью твердого припоя при креплено шейное кольцо. Кроме того, в шлеме предусмотрены штуцеры для воздушного шланга и иллюминаторы, закрытые защитными латунными решетками. Иллюминатор, расположенный в передней части шлема, решеткой не защищен, хотя иногда это может повлечь за собой печальные последствия.
Отсканировал сей текст из книги Дж. Горз «Подъём затонувших кораблей». Книжка очень любопытная. Масса историй о кораблях, технических ухищрений при их подъеме. Постоянно поражаешься гению инженеров, которые находят решение и в безвыходных ситуациях.
Лично я для себя сделал ещё одно открытие из этой книжки.
Известная страховая фирма Ллойд вовсе не страховая компания. Она никого не страхует! Поэтому громко заявленное: «застраховано самим Ллойдом!» не соответствует правде, то есть опять миф, которые я так люблю развенчивать… Ллойд - это просто клуб частных страховщиков, каждый из которых и страхует судно. Со мной согласен и авторитетный Словарь:
" Ллойд " - английская корпорация (объединение) частных страховщиков, каждый из которых принимает страхование на свой “страх и риск”, исходя из собственных финансовых возможностей. В настоящее время это крупнейший страховщик с международной репутацией.
Гласит Словарь страховых терминов Любителем моря, кораблей и техники - рекомендую эту книжку.
Кстати, тоже интересно: всё, что относится к водолазному делу, на аукционе E-Bay продаётся влёт и за большие деньги! Так что стоит поискать на своих антресолях, нет ли там старого водолазного шлема!.. Ведь тыща баксов-то не лишняя…