Беседовал как-то с одним знаменитым этнографом, доктором исторических наук, и он высказался в том смысле, что забивание кола в могилу с пробитием гроба и покойника насквозь - это не более чем красивая метафора. Забивали, дескать, просто в землю над гробом, мыслимое ли дело, пробить домовину деревянным колом? И я не решился ему возразить. Действительно, кол именно в могилу часто забивают в быличках и поверьях, указывая при этом обычно, что забивать нужно «у ногах» и/или «где галава», чтобы «не ходил». Также часто разрывают могилу, вскрывают гроб и забивают непосредственно в «ходячего покойника» промеж лопаток, в голову, сердце, зад и иные места. Это да, тут всё понятно и просто. А вот чтоб гроб пробить...
Решил поискать истории с подробностями. И таки нашёл одну. Она полностью развеяла все мои сомнения и посрамила авторитетного учёного:
268. Умирала адна баба неспакойна. Мужык яе [после ее смерти] ночью ляжыць и чуе - прыйшла яна, пасуду мое, печ затапила. Як петухи запели - прапала. [Так несколько ночей подряд. Мужик к ней не подходил и ее не видел, а лежал и дрожал в своей постели. Наконец, пошел к священнику.] Бацюшка сабраў людзей - лето было, у всех работа была, но раз такое дело, все памагали. Пабрали тапары, иконы и пайшли. Нарубили ворах асинавых калоў. Бацюшка сказаў, што надо прабиць труну скрозь магилу, раскопваць магилу нельзя. Бацюшка места паказал, куда биць надо [в грудь] и стали биць. А цяжка - труна сасновая, калы асинавыя, паламали ўсе калы - там ужо новы ворах нясуць. Наканец, прабили - звук таки пайшоў (свист ци звон). Бацюшка сказаў кала́ гэтага не трогаць и ўсе дыры ў зямли кольями пазабиваць. 3 той пары не хадзила (Бабичи, ВВК).
Толстая С. М. Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. - М.: «Индрик», 2001. - С. 178.
This entry was originally posted at
http://troika-ptah.dreamwidth.org/49065.html. Please comment there using OpenID.