Продолжаю тему о древних надгробиях на улицах Москвы: встроенные в фундаменты церквей, дороги и заборы надгробия, вмурованные в стены церквей мемориальные плиты, небольшие прицерковные лапидарии, "археологические окна" и т.п. В 3-й части надгробия и мемориальные плиты Зарядья: надгробные плиты XVII века, вмурованные в стены церкви Максима Блаженного на Варварке и надгробие XVII века рядом с церковью; мемориальные плиты, встроенные в цоколь Знаменского собора. Фото автора 2018 - 2021 гг.
Схема с расположением памятников из статьи: 1 - церковь Максима Блаженного на Варварке, 2 - Знаменский собор Знаменского монастыря
1. Надгробные плиты XVII века, вмурованные в стены церкви Максима Блаженного на Варварке в Зарядье и надгробие XVII века. Существующее здание церкви построено в 1698 году купцами Максимом Шаровниковым и Максимом Верховитиным на месте каменной начала XVI века. При строительстве церкви использовались надгробия с местного кладбища. В юго-западном углу церкви Максима Блаженного в цоколе стен использованы надгробия XVII века, причем непонятно, то ли они стесаны, то ли это следы незаконченной обработки, характерные для орнамента боковых граней надгробий XVII века. Рядом с церковью лежит надгробие XVII века 1.1. Обзорное видео на надгробия церкви Максима Блаженного. Упоминаемые в видео надгробия XVI-XVII вв. в фундаменте церкви Зачатия Анны смотрите здесь (фото 10 и далее): Церковь Зачатия Анны (XVI-XVII вв), Зарядье
1.2. Вид на церковь Максима Блаженного на Варварке с парка Зарядье
1.3. Расположение надгробий на схеме церкви Максима Блаженного
1.4. Угол церкви, куда вмурованы надгробия
1.5.
1.6. Хорошо видны боковые грани трех белокаменных надгробий XVII века
1.7.
1.8.
1.9. Что это? - разметка незаконченого орнамента или стесаная за столетия боковая грань надгробия?
1.10. Еще одно
1.11. То ли разметка под орнамент, то ли так удачно стесали почти до конца
1.12. Другая сторона
1.13. Здесь явно затерли орнамент
1.14. Явно видны канелюры (сравните с фото 1.16). Тоже не понятно - стесано до такого состояния?
1.15. Фрагмент надгробия Екатерины Ивановой дочери, первая четверть XVII века. Было ивлечено из цоколя западной стены трапезной во время реставрации. Сейчас надгробие лежит радом с церковью Максима Блаженного (фото 2018 года, тогда надгробие лежало у Английского двора). Хорошо видно, что не хватает нижней части с "вилообразным крестом". По периметру типичная для того времени плетенка. Текст: "Лета 7000 .... октября [в 20 день] иже во святых [отца на]шего Аверкия епископа Иеропольского чудотворца преставилась раба божия Екатерина Бориса и Глеба попа Ивана дочь зачетейского попа жена". Здесь нужно некоторое пояснение: церковь Максима Блаженного ранее называлась Бориса и Глеба; "зачетейского попа" - скорее всего имеется в виду расположенная рядом церковь Зачатия Анны
1.16. Обычная для того времени боковая грань с канелюрами
2. Закладные плиты в стенах Знаменского собора в Зарядье Знаменский собор построен костромскими мастерами под руководством Федора Григорьева и Григория Анисимова в 1679-1684 гг. Являлась самым большим архитектурным объектом Зарядья, бывший главный храм Знаменского монастыря. Церковь имеет несколько вмурованых в стены заклыдных (надгробных) плит: с внешней стороны апсиды вмуровано две надгробных плиты и с южной стороны 4 плиты в цоколе. Эти плиты конца XVII-начала XVIII вв. Есть еще закладные плиты внутри собора, но я их не фотографировал.
2.1. Общий вид на Знаменский собор
2.2. Места расположения закладных плит в цоколе Знаменского собора
2.3. Две плиты в цоколе апсиды
2.4. Надгробная плита Михаила Алексеевича Ржевского (ок.1665 - 7.05.1696 гг.), справа. На плите частично сохранился вполне читаемый текст: "...раб божий... стольник [михайла(?)]... алексеевич рже*ской погребен здесь". Слева плита его матери - Анна Алексеевна Ржевская (Игнатьева) (умерла 11.04.1704 г.). Текст на плите когда-то был такой: "Лѣта 1704, апрѣля въ 4-й день, на память священномученика Антипы Епископа Пергама Асійскаго, преставися раба Божія Окольничаго Алексія Ивановича Ржевскаго жена его, вдова Анна Алексѣева, и погребена на семь мѣстѣ" (текст из книги Снегирева), сейчас частично разрушен
2.5. Еще 4 плиты с южной стороны собора. Судя по орнаменту, плиты так же конца XVII-начала XVIII вв., текст к сожалению трудно читаем. Если заморочиться, то прочесть можно, возможно кто-нибудь предпримет попытку. Интересующиеся могут взять книгу Снигерева и попытаться соотнести с текстами от-туда.
2.6.
2.7.
2.8.
Продолжение следует....
Справочные материалы по теме: - Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв. М., 1996. стр. 315-345 (для общего развития) - Русское средневековое надгробие XIII-XVII века. Материалы к своду. Выпуск 1, 2006 г. (продолжение к книге Беляева, для общего развития). - Беркович В.А., Егоров К.А. Московское белокаменное надгробие. Каталог, 2017 г. (стр.114-116) - Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади, 1982 г. (стр. 451-452, 457-458) - Снегирев И.М. Знаменский монастырь и палата бояр Романовых, 1861 г. (стр. 28-31) - и т.д.