Старое караимское кладбище в Феодосии предположительно существует еще с XIII века, в настоящее время находится в заброшенном состоянии. Здесь столетиями хоронили караимов и сейчас кладбище занимает почти 4 гектара. На кладбище сохранилось большое количество разнообразных надгробий, в основном XIX-начала XX века. Еще больше надгробий было разрушено или в разное время использовано в качестве строительного материала. UPD-1: добавлена видео-лекция о караимском кладбище в Иософатовой долине (о типологии и символике караимских надгробий). Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09.2017г.
Крымские караимы - тюркоязычный народ (первоначально кипчаки/половцы) исповедующие иудаизм неталмудического толка. Караимы появляются в Крыму в середине XIII века вместе с монголо-татарскими завоевателями и поселяются сначала в Солхате (современный Старый Крым) и Кафе (современная Феодосия). Первое письменное упоминание о караимах в Крыму датировано 1278 годом, а первая караимская синагога Кафы была построена в 1292 году. В то время караимская община Кафы состояла из тюркоязычных (сначала кипчакский язык, а затем крымскотатарский) переселенцев из Золотой Орды (в том числе из Киева) и в меньшей степени из грекоговорящих византийских караимов. Даже и сейчас в Феодосии существует "Караимская слобода", хотя самих караимов в городе пороживает около сотни. Караимское кладбище, по мнению большинства исследователей, существует с появления караимов в Кафе, т.е. с XIII века. По мнению некоторых других - с XI или даже IX века. За свою историю надгробия с кладбище неоднократно использовали в качестве строительного материала. Наиболее масштабно при восстановлении Кафы после присоединения Крыма к России и после Великой Отечественной войны. А за последние 25 лет кладбище интенсивно разграблялось. Сейчас состояние кладбища плачевное: разрытые могилы, разрушенные склепы, разломанные и сдвинутые надгробия. Но последние годы есть и положительные моменты - энтузиасты из караимской общины организуют сбор по всему городу надгробий и их фрагментов для возврата на кладбище. А часть нагробий в целях сохранности перенесена в лапидарный дворик Дачи Стамболи (о них будет отдельный репортаж).
1. Караимское кладбище. Метками обозначены фото из репортажа. Фото идут с севера на юг, а съемки на видео с юга на север
2. Информационный плакат о караимском кладбище. Плакат расположен на лапидарном дворике во дворе дачи Стамболи (о даче Стамболи и лапидарном дворике будет отдельный репортаж)
3. Видео караимского кладбища, снято в спешке с юга на север
6. Фрагменты надгробий. Предполагаю, что эти части надгробий использовались как кирпичи при строительстве, а сейчас их приносят со всей Феодосии
7.
8. Двуязычное надгробие. Видны следы раствора, вторичное использование в постройках?
9. аналогично, следы раствора
10. Вид на залив и Феодосию
11.
12.
13. Надгробие в форме горизонтальной плиты
14.
15. Видны следы вандализма
16.
17.
18. Разные виды надгробий
19. Седловидное надгробие
20.
21.
22.
23.
24. Двуязычное надгробие
25.
26.
27. Западная ограда кладбища
28. Седловидное надгробие. По поводу подобной формы надгробия существует несколько версий: а - "эгер-таш" (седло-камень), стилизация под традицию кочевников-тюрок класть на могилу умершего мужчины-воина конское седло; б - фрагментарный образ фасадной внешней стены древне-иудейского храма, где левый и правый "рога" символизируют левую и правую башни храма; в - символ защитных стен Иерусалима, которые так же были с башнями; г - развернутый свиток торы; д - образ детской люльки
29. Призматическое надгробие, двуязычная надпись
30.
31.
32.
33.
34. Надгробие с вырезанными розеткой и кипарисами
35.
36.
37.
38.
39. Разграбленная могила
40.
41.
42. Двуязычное надгробие
43.
44. Седлообразное надгробие и вырытый лаз в могилу под ним
45.
46.
47. Разграбленная могила
48.
49.
50.
51. На правом надгробии минора?
52.
53. Лаз в склеп
54. Раскуроченный склеп
55. Грабленная могила
56. она же с другой стороны
57.
58. Часть кладбища со склепами знатных караимов. Часть надгробий отсюда перенесена на лапидарный дворик Дома Стамболи (о них будет отдельный репортаж)
59.
60. Лесной массив на западе от кладбища
61.
62.
63.
64.
65.
66. Лаз в склеп
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
Интересующимся историей караимов и иудаизма рекомендую замечательную книгу Михаила Кизилова "Крымская Иудея" 2011 года
UPD-1: Видеолекция от Михаила Кизимова (автора вышерекомендованной книги) о караимском кладбище в Иософатовой долине. Начиная с 49:00 о типологии и символике караимских надгробий