Раскопки Петелино-1, средневековой некрополь, 1 часть

Jul 16, 2016 09:25

Спасательные археологические раскопки селища Петелино-1 проводит Институт археологии РАН в Подмосковье. Археологи под руководством Алексея Викторовича Алексеева ведут раскопки одного из древнейших поселений Московской области. В XIV веке здесь располагалось принадлежавшее великому московскому князю Дмитрию Донскому село Дмитриева Слободка - административный и экономический центр большой и богатой волости. Дмитриева Слободка не раз была упомянута в завещаниях московских князей и главных государственных актах как важный пункт. Раскопки захватили и часть древнего средневекового некрополя XIV-XVI веков с большим количеством погребений. Найдено большое количество редких и интересных находок: белокаменные надгробия, нательные кресты, серебряные монеты, образки, прикладная печать, серебряные поясные накладки, много керамики XIV-XVI веков и другое.






Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 06.2016г.



1. План места проведения спасательных археологических раскопок селища Петелино-1



Историческая справка
Из книги "Церковные древности Звенигородской земли. Очерки церковной археологии", А.В.Алексеев, 2008 г.:

Выявленное селище идентифицируется с Татарской Слободкой. В XVI в. это село принадлежало Пафнутиево-Боровскому монастырю: «Село Слободка Тотарское, а было за помещики за Иваном за Ртищевым з детьми, а ныне отдано в Похнутьев монастырь по князь Юрье Ивановиче по духовной г рамоте. Пашни монастырские дватцать чети, а крестьянские пашни три гцать чети в поле, а в дву по тому ж. земля середнея. Сена сто дватцать копен, лесу непашенного дватцать четыре чети. <...> И всего село, а к нему 13 деревень да 2 селища, пашни монастырьские дватцать чети, сена восмдесят копен, а крестьянские пашни сто восмьдесят четыре чети, сена 326 копен, кустарю пашенного 40 чети, а непашенного 84 чети».
В более раннее время, вероятно, это был центр Дмитриевой слободки, впервые упомянутой в духовной грамоте князя Дмитрия Ивановича 1389 г. , и затем фигурирующей в духовной Юрия Дмитриевича (составлена ок. 1433 г.). В.Н.Дебольский, основываясь на данных разъезжей грамоты 1504 г., помещал эту волость на границе Верейского и Подольского уездов, у рек Верхней Пахры, Чёрной и Берёзовки . Действительно, южная и восточная границы Дмитриевой слободки («Дмитреевской слободки, что за татары») подробнейшим образом описаны в разъезжей грамоте, составленной около 16 июня 1504 г. великим князем Иваном III в связи с передачей Звенигородского удела князю Юрию Ивановичу . Из текста этого чрезвычайно интересного документа следует, что в центре волости находилась церковь (упомянут «поп дмитреевский»). <...>
1567/68 г. датирована закладная кабала Власия и Михаила Григорьевых детей Слизневых игумену Саввино-Сторожевского монастыря Варлааму на сельцо Таболово и деревню Убереж в Татарской слободе в Городском ст. Звенигородского уезда. <...>
Из текста закладной следует, что в Татарской слободке располагалось сельцо (село) Таболово с церковью Николая Чудотворца. <...>
Во время Смуты и Таболово, и Татарская Слободка были разорены, а церкви разрушены. В 1624 г. упомянуто место церковное Николая Чудотворца в пустоши, что было село Таболово, Звенигородского уезда, Городского стана, «вотчине за Андреем и Тихоном Ивановыми детьми Чепчуговыми, по государевой грамоте 96 (1588) года».

Из книги "Одинцовская земля. Энциклопедия сел и деревень подмосковья", 1994 г.:
Впервые эти места в сохранившихся источниках упоминаются завещанием 1389 г. великого московского князя Дмитрия Донского. Своему второму сыну Юрию он отдавал Звенигород и целый ряд волостей, среди которых видим Дмитриеву слободку, названную в честь своего устроителя. Ho это название просуществовало сравнительно недолго. Уже в XV в. московские князья начинают использовать в своих интересах выезжавших из Орды татарских царевичей. Некоторые из них получают во владение Звенигород и ряд из звенигородских волостей, в том числе и Дмитриеву слободку. Так, разъезжая грамота 1504 г. прямо упоминает "Дмитрееву слободку, что за татары". Здесь татарские царевичи испомещали своих слуг и приближенных, и вскоре вся эта местность стала именоваться Татарской слободкой.
В архиве Савво-Сторожевского монастыря сохранилась грамота, датированная 30 мая 1529 г. Согласно этому документу, звенигородский удельный князь Юрий Иванович дал игумену Филофею "в Татарской слободке деревню Татариново да деревню Копытово, что были те деревни за Василисою за Васильевскою женою Таболова з детьми". С тех пор почти два с половиной столетия эти земли находились в собственности обители.
Главную ценность этих мест составляли луга. Судя по писцовой книге 1558 г., на них ежегодно ставилось 1000 копен монастырского сена и 740 крестьянского. Деревня имела двойное название "Татариново-Копытово" (два поселения, очевидно, слились) и уточнение "в Чисцах" (по близ расположенным лугам). Само же село Татарская слободка, находившееся в начале XVI в. в поместье за Иваном Ртищевым с детьми, поступило в Боровский Пафнутьев монастырь, в память о князе Юрии Ивановиче.
2. Подготовка к раскопкам, удаление кустарника верхнего слоя земли



3. Уже на этапе расчистки территории были найдены фрагменты тонких белокаменных надгробий XIV-XVI веков. К сожалению, эти фрагменты без следов изображений



4. Подготовка к раскопкам, верхний слой и кустарник удаляется машинным методом



5. После расчистки археологи приступают к разметке и зачистке территории археологических раскопок. Подробно о терминологии в археологии я уже рассказывал здесь и здесь, поэтому повторяться не буду



6.



7. Белокаменное средневековое надгробие, судя по толщине XV-начало XVI века. К сожалению изображения не сохранилось



8. Еще одно найденное на этапе расчистки и зачистки надгробие (фрагмент)



9.



10. Все эти надгробия означают, что здесь был средневековой некрополь. Валуны тоже являются надгробиями



11. Зачистка закончена, начинается разметка и зарисовка найденных следов ям и могил. Начинаются собственно раскопки: справа внизу домовая яма, перекрытая более поздними могилами



12. Одна из первых находок - фрагмент керамического сосуда (венчик) с волнообразным узором, XIV-начало XV века



13. Профиль венчика с предыдущего фото



14. Интересная находка - фрагмент средневековой надгробной плиты с необычным полустертым от времени изображением, XV век. На плите высечен орнамент с использованием "волчьего зуба" (маленькие треугольнички), внутри которого обычно используется так называемый "вилообразный крест"  (от него виден только небольшой фрагмент у косого скола). Необычность заключается в трех прямых линиях от "солнца". Полный перечень древних надгробий с "вилообразным крестом" в моем блоге здесь...>>



15. Маленький кусочек белокаменной надгробной плиты с истертыми следами орнамента "волчий зуб"



16. Выбрана первая могила, точнее ее половина. Все могилы (как и ямы) раскапываются сначала пополам, чтобы увидеть срез наполнения, а уже затем выбираются полностью. Данная могила оказалась пустой, такое часто бывает. Но пуста она не потому, что никто не захоронен, а потому, что и кости скелета и следы гроба/колоды истлели и растворились за пол тысячелетия.



17. Раскоп с разметкой начатыми могилами



18. А вот и первые останки человека, сохранились только берцовые кости. Это только половина могилы, остальная часть находится за линейкой



19. Копая вторую часть могилы с предыдущего фото, дошли до черепа и началась тонкая работа совочком и щеточкой



20. А это всё, что сохранилось от человека - три кости и рыхлый череп. Обратите внимание, как неглубоко он был похоронен, всего около 60 см от тогдашнего  уровня земли



21. Вид на раскоп



22. Серебрянная монета XVI века, деньга (пол копейки). Обратите внимание на всадника с саблей, сейчас все привыкли к копейщику.



23. Надпись на обороте: "КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН", это монета Ивана IV и выбита до 1547 года, до его венчания на царство



24. Нательный крест, XIV-XV век



25. Уникальная находка - нагрудный образок энколпий (реликварий) со следами древнего ремонта, XIV век. Изображено семь спящих отроков и Николай Чудотворец



26.



27. Серебряная поясная накладка



28. Крест с книновидными концами, XIII-XIV век



29. Нательный крест, XIV-XV век



30. Прикладная нашейная печать, XIV век. Вероятно принадлежала одному из чиновников княжеской администрации



31. Оборотная сторона печати - "Печать Симеона"



32. Нательный крест, XIV-XV век



33. Раскоп домовой ямы



34. Керамика, найденная в яме с предыдущего фото



35.



36.



37. Нашли еще одну могилу с останками погребенного, хорошо виден тлен от ног и остатков колоды



38. Эта же могила, виден череп и остатки колоды. Гробы тогда представляли собой выдолбленные из цельного дерева антропоморфные колоды



39.



40. Редкая находка - клеймо на дне осколка керамического горшка



41. Так как домовая яма уходит за край раскопа, то приходится делать "прирезку". Пришлось сдвигать огромные отвалы еще на несколько метров



42.



43. Панорама раскопа средневекового некрополя



44. Весь извлеченный при раскопках грунт (из могил и ям) в обязательном порядке просеивается через сито



45. Расчистка погребения осуществляется потихоньку ножом и кисточкой. Уже хорошо виден череп и просматривается колода



Продолжение следует...
В продолжении уникальные и даже сенсационные для Московской области находки, погребения и многое другое...
Продолжение:
Раскопки селища Петелино-1, видео-экскурсия
Раскопки Петелино-1, средневековой некрополь, 2 часть

Еще археология:
Музей археологии Москвы
Археологические раскопки в Кубинке, селище Кубинка-1
Археологические раскопки в Кубинке, 2 этап
Археологические раскопки в Кубинке, 3 часть
Раскопки в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, г. Истра
Археологические раскопки в Тульском кремле (фото 35-39)

Достопримечательности на интерактивной карте...

Памятники и захоронения Великой Отечественной и другие военные памятники на интерактивной карте (со ссылками на фото и описание)

Московская область, история России, Одинцовский р-н, археология, кладбище

Previous post Next post
Up