«Индивидуация» - именно в такой форме это юнгианский термин (да здравствует гугл-эрудиция), могу только догадываться что он значит. Что касается «индивидуализации» то я с трудом представляю, как об этом можно говорить вне эзотерического контекста, останутся ведь одни гадания на феноменалистичной гуще, то есть не говорить тут проще, экономней, чем говорить из ниоткуда в никуда. Благо ЖЖ всё стерпит.
Иерархия такая:
- индивидуальность - бессмертный субъект человека >
- мыслитель - средний принцип, аспект сознания в бытии >
- личность - объективный человек, низший принцип.
- то есть индивид есть нечто выше мышления личности и себе и о жизни, то что называют «высшее Я», и рассуждать о нём на интеллектуальном уровне не получится, меньшее не вмещает большее.
«Можно ли придумать пример, изучение которого позволило бы сделать вывод: с индивидуацией людей дело обстоит так же, как тысячу лет назад, или она растет?» - чем мы будем измерять «пример», какой наукой будем его «изучать» и в какой логике будем «делать вывод» о темпах индивидуализации? Риторический вопрос. Ну не психологией же, в её нынешнем смысле и качестве.
В обычном эзотерическом смысле «индивидуализацией» называют метафизический процесс имевший место очень давно, когда из групповой души животного царства индивидуальными душами отчуждались (если так можно сказать) будущие представители рода человеческого. Что-то типа одомашнивания лошадей, отчуждаемых из дикой природы. У животных нет индивидуальных душ (есть только
антропоморфные фантазии об этом), а у людей - есть, в том радикальное отличие.
В более широком смысле «индивидуализацией» называют не событие, а весь цикл развития, от начала индивидуализации до того момента, когда внутренний мыслитель в объективности способен осознать, ко он есть на самом деле, стать полноценной «личностью» - маской души. Поскольку в этом процессе заключено реальное содержание эволюции и неизвестное содержание истории, то естественно предполагать и наблюдать, что с течением времени количество и качество индивидуализации только расширяется.
Картинку на эту тему я много раз уже предлагал. Индивидуализация не может не увеличиваться, так же как не может не расти кристалл в насыщенном растворе, но второе очевидно, а первое?
Почему подобный процесс может оставаться незамеченным - так а наука в эту сторону не только не смотрит, она ещё и прилагает естественные для неё усилия по отрицанию самого факта существования метафизической стороны природы, такая сторона несовместима с научной антифилософией. Всё меньше хочется об этом говорить. У религиозных институтов тем более на этот счёт нет ни ума ни фантазии, у них свои проблемы и они не меньше заинтересованы в дискредитации любой силы, несущей угрозу авторитету, разрушение традиции и культа. Мы живём в фазе глубокого материализма, и всё что касается метафизики это если не суеверная профанация, то аутсайд, «в мире, но не от мира». Можно предложить разве что метафору глобальному процессу индивидуализации:
Представьте себе сырую материю текста - огромный массив букв, ещё не вовлечённых в речь. Не алфавит, а именно материю, не таблицу Менделеева, а сами атомы элементов. Такая материя существует.
На ранних стадиях цикла жизни мыслителя потенциал мышления в мозге ещё не раскрыт, детский лексикон слишком мал и связного текста не больше чем «мама мыла раму». По мере взросления усиливается потенциал, расширяется объём и качество текста - всё большее количество материи текста вовлекается в индивидуальное существование магнетизмом мысли. В определённый момент мыслитель начинает слишком много и думать и говорить, тут аналогия перенаселения, перепроизводства индивидуальностей. В поздних стадиях жизни мыслитель от глупости через интеллектуальность переходит к некой мудрости, количественно текста становится меньше, но качество и синтетичность его повышается.