вопрос:
творить - что может быть выше? Выше творчества - йога. Коротко и неясно.
Я просмотрел
википедийную статью. Вряд ли в справочнике на слово «йога» сегодя можно написать что-то другое, тем более что предмет в принципе не сводится к описанию, хотя определение ему дать можно, но только в эзотерическом контексте, в котором википедий не пишут.
Представьте, например, два человека, в одном офисе (любом рабочем месте), на одинаковой должности, даже костюмы у них одинаковые, но при этом один из них работает, а другой - зарабатывает. Как вы их отличите? Тут чисто субъективная разница в мотивации, групповая и личная, а объективную разницу можно обнаружить только в последствиях. Вот википедийная статья о «йоге» это как раз статья о труде как о процессе зарабатывания средств, о практиках отжима энергии - себе на гараж, детишкам на молочишко, «бабе» на гардероб и пироженки. Нормальный такой феноменализм + интерпретация феномена в контексте личных проблем и стремлений. В этом смысле ответ «выше творчества - йога» не ответ. Давайте разбираться.
Всё, что есть в бытии - деятельность, которую в зависимости от точки наблюдения можно различать тремя типами: бессознательная, сознательная, сверхсознательная. Тут прямая аналогия с тремя гунами, кстати.
Например: человек идёт на работу. С точки зрения его личного бытия это сознательная деятельность, с точки зрения бытия клеток его тела (они ведь тоже как бы «идут) это деятельность сверхсознательная, а в контексте человечества как целого это деятельность скорее всего бессознательная, поскольку современный человек знать не знает, почему и для чего он существует. Соответственно, всякая деятельность «творит» последствия и может рассматриваться как три вида творчества, хотя в речи словом «творчество» называют только средний аспект, низший инстинкт презирают, а высшую интуицию не понимают.
В этом контексте «йога» это синтез самосознательной деятельности индивида и сверхсознательной («сверх» с его индивидуальной точки зрения) деятельности Общего Целого, клеткой тела которого он является. В этом случае человек уже не творит, но является инструментом, или проводником творчества более высокого уровня бытия. Речь о подлинном «служении». По этой причине настоящая йога выше творчества, чисто иерархически и по этой же причине Википедия не может пока дать правильного и простого определения «йоги», она «смотрит на палец, а не на Луну».
Компетенция «йогин» требует определённого преобразования, или «достижения», выстраивания связи низшего с высшим (нить творчества, антахкарана), поскольку в нынешнем виде сознание человека не связано с Универсальныйм Умом, и пока оно «оторвано» - человек-творец сам в себе пребывает в неведении, «не ведает что творит». Об этом преобразовании уже много написано
[1],
[2].
Существующее разнообразие йогических практик в лучшем случае составляет комплекс подготовительных мер развития в трёх мирах эволюции, но по большей части эти практики имеют такое же отношение к йоге, какое к Христу имеет окунание в прорубь. Кстати, подлинное христианство это именно и только «йога» - бытие в мире (в космосе) но не от мира (от макрокосма), это буквально сверхсознательное творчество («во Христе»).
Всё разнообразие йоги можно свести к трём корням и принципам:
- Хатха йога - йога лемурийского человека, обретение контроля сознания над физическим телом. Сегодня нечто похожее закрепилось в виде комплекса физических упражнений, но буквальная практика хатха йоги для современного человека стала бы путём деградации.
- Бхакти йога - йога атлантического человека, контроль над эмоциональным телом. К этой практике относится широкий спектр существующей религиозности.
- Раджа йога - йога ума арийского человека. К ней можно отнести всю современную концептуальную деятельность - науку, бизнес, политику и пр.
«Строгое мышление» для человека будущего будет настолько же автоматическим и скоординированным, насколько сегодня балет отличается от попыток прямохождения обезьяны. Когда все три стадии йогического «творчества» человек преодолеет и выстроит связь между низшим троичным человеком и «высшими двумя» - тогда появится наука и практика так называемой Агни Йоги, йоги нисходящего манасического огня Универсального Ума. Нимбы зажгутся на головами людей. Это будет высшая форма творчества, вернее - подлинная.
Есть одна
хорошая цитата, иллюстрирующая образ настоящей йоги, той, о которой Кришна говорил на Курукшетре, а Христос в Иерусалиме:
“Они приходят и становятся. В самом центре клубящихся форм - редкой красоты или ужаса и отчаяния - они стоят. Они не смотрят по сторонам, но, обратившись лицом к свету, стоят на месте. Тогда через их умы устремляется чистый свет, чтобы рассеять туманы.
Они приходят и пребывают в покое. Они прекращают свой внешний труд, делая паузу для иной работы. В их сердцах царит покой. Они не мечутся по сторонам, но формируют точку мира и покоя. То, что на поверхности вуалирует и скрывает реальность, начинает исчезать, и из спокойного сердца проецируется луч рассеивающей силы; он смешивается с сияющим светом, и тогда исчезает мгла, созданная человеком.
Они приходят и наблюдают. Они обладают глазом видения; у них есть глаз, чтобы правильно направлять необходимую силу. Они видят наваждение мира, и видя его, замечают позади него все истинное, прекрасное и реальное. Так, благодаря глазу Буддхи, приходит способность изгонять вуалирующие, кружащиеся чары этого склонного к наваждению мира.
Они стоят, они пребывают в покое и они наблюдают. Такова их жизнь и таково служение, которое они осуществляют для мира людей”
Что может быть выше творчества? Иерархия творчества выстраивается соответственно спектру энергий, инициирующих силы, производящие действие. Выше чем творить - быть, в подлинном смысле слова.
В наивном научном мировоззрении «энергия» понимается вещью в себе, бесцельной и бессмысленной, «аморальной». Аналогично в наивной онтологии гуманитариев мир есть вещь в себе, сотворённая неведомым «Богом» как игровая площадка - живите теперь как хотите, между молотом неба и наковальней земли. Рано или поздно человеке должен преодолеть пассивную инфантильность такого понимания основ бытия.
С божественной точки зрения мир действительно уже сотворён, так же как с точки зрения архитектора дом уже построен, как абстракция, и это только вопрос денег, времени и материи - воплотить. Тут важно не путать Юпитера с быком. В эоне (в вечности) мир уже сотворён, и потому верен тезис «будущее существует», но для наблюдателя внутри времени бытие это процесс творения мира, процесс достижения трансцендентной Цели. Именно Её энергия есть жизнь, Её вектор есть время. Именно из-за трансцендентности этой Цели мы все «на пути» наблюдаем устойчивую неопределённость сознания, но Она - есть, и есть
План Её осуществления.
Отсюда и критерии высшего творчества: вы либо участвуете в Плане - либо расточаете. «Кто не со Мной, тот против Меня». Цель (божественная), жизнь, дух, воля - это синонимы, но их природа выше сознания, умом её не понять, только йогой (сопряжением). Но «прежде, чем ступить на Путь, человек должен стать самим Путём».