Живой Журнал и так то субкультура, но постоянные посетители комментаторы всего и вся в журнале Иванова Петрова видимо суб-суб-культурное явление, эдакая инкапсуляция форума в блог.
Пытался задать
вопрос про «инопланетян», не абстрактный (тут то всё понятно), а персональный, личный, типа «что изменится в вашей жизни если завтра на Марсе найдут руины?». Интересное дело, никто не ответил на вопрос так, как он поставлен. Может быть из-за хронического ЖЖ-абстрагирования комментаторы вообще не воспринимают вопросы такого рода, если предположить, например, что Живой Журнал стал методом эскапизма - побега от объективности в абстракции, обобщения, теории - ментальные замки, оторванные от невзрачного физического быта. Ещё один вариант объяснения в том, что сам вопрос «инопланетян» в принципе всегда был и есть абстракция, он только в таком виде и нужен, в виде ожидания праздника, примерно как для верующих «Второе Пришествие» это миф, его никогда не рассматривали буквально и никогда не готовились персонально, в своей конкретной жизни, даже задача так не стоит (или я ошибаюсь?).
Из полученных комментариев не по теме самый весёлый это, пожалуй, это цитата Лема, где он не менее наивно критикует религиозный наивный реализм, и произволом своих профессиональных фантазий гипотетически воображает проблему локальной земной теологии, которая неизбежно возникает при контакте с жизнью и теологией инопланетной, теряет локализацию:
«Скажем, обнаруживается космическая цивилизация, верящая в какой-то тип Искупления, но пользующаяся иной символикой и иным репертуаром личностей (тамошней Святой Троицы, например). Тогда одно из двух: либо следует установить, что тамошние обитатели - еретики и Истиной обладает только земная Церковь, либо признать, что планетарно различные символики выражают принципиально одинаковую трансцендентность...»
- в том, что такое «скажем» не сегодня завтра «обнаруживается» писатель, видимо, ни сколько не сомневается, но его творческая религиозность куда более рациональна, она ведь научна, как ему кажется. С художественной точки зрения это действительно комично, ситуация при которой местный и идейно довольно унылый религиозный абсолютизм будет вынужден масштабировать себя в космос, деваться то некуда. Но сами фантазии такого рода это всё равно что разрушать веру ребёнка в Деда Мороза в отместку за его капризы, крики, и без спросу съеденное варенье.