Кризис оснований математики

Oct 04, 2020 13:48


В Вики примечательная статья «Кризис оснований математики», хотя я не уверен, что кризис настолько свежий, скорее всего это глобализация позволила его обнаружить, тогда как логически он должен был существовать очень давно, в разных местах, разве только рефлексировать по этому поводу не было нужды. В любом случае хорошо уже то, что сам факт был зафиксирован.

Если обобщать, то всё сводится как всегда к противоречивости логических систем, о чём много уже говорилось. Ахиллесовой пятой математики является фундаментальный тезис, что единица существует, а психологической основой этой произвольной аксиомы является собственное чувство «Я» человека. Логика тут простая: Я - есть, следовательно, 1 - есть. Логично, но по сути феноменализм, произвол. В этом смысле математику можно назвать системой верования в существование единицы.

Началом кризиса «наивной» математики в принципе можно считать уже переход от натуральных чисел к целым (добавление 0 и -1). Дальше - больше, вплоть до прямого антитезиса единице - континуума теории множеств. Классикой же «кризиса» становятся такие парадоксы, как «парадокс Рассела», он же аналогия религиозного «парадокса всемогущества»

Примечательно, что в попытках разрешения парадокса математики неизбежно приходят к эзотерическим «банальностям», а именно к понятию «иерархии», и к многократно уже упомянутому холистическому принципу, более известному через тезис Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей», а так же производный от него тезис, что правильное мышление идёт от целого к частному, а не наоборот.

То есть вы не можете «наивно» оставить множество чисел как целое на том же иерархическом уровне, на котором находятся единицы этого множества, и применять к множеству (как единице) те же математические нормы, которые применимы к членам множества, у вас возникнет парадокс. Вам либо придётся вводить иерархию (типы Рассела), либо заменять множества на подмножества в пределах целого, к которому уже не применимы нормы этих подмножеств. Как ни крути, а вам придётся уходить от наивного мышления в принципе, то есть от феноменализма, от вещей-в-себе. Вам придётся запрещать множествам возможность содержать самих себя. Оккультно это называется уходом от самомнения «Я - есть». Иными словами, кризис оснований математики это кризис дифференцированного и самоцентрированного мышления человека.

Апофеозом кризиса математической фиктивности я бы назвал теорему Банаха - Тарского, которую называют парадоксом. Я, конечно, не специалист, и видимо поэтому мне не трудно считать эту теорему фиктивной по сути, но вполне легальной математически. Фикция в том, что она использует аксиому выбора там, где эта аксиома неприменима. То есть имеет место произвол дифференцированного мышления в отношении недифференцированных объектов. Грубо говоря, если у вас есть окружность (орбита), то вы не можете назвать его множеством, из которого следуя аксиоме выбора можно выбрать некую единицу, точку. Почему? Потому что число ПИ трансцендентно, и круг континуален, ваша выбранная произвольно точка становится фиктивной, мнимой, а следом и вся теорема. Обычное дело. «Аксиома выбора» это в общем то голый феноменализм, и потому математически она «хорошо» работает только с натуральными числами и конечными множествами таких чисел - «яблоками» -  но с такими множествами теорему доказать не получится, а применять аксиому к другим множествам - не корректно.

Вообще, если как-то резюмировать очередной экскурс в математические мнимости, можно заметить накопление парадоксов и проблем по мере увеличения меры - измерения. Что положено Юпитеру, то не положено быку, но в математике это пока ещё новый принцип. В теории одномерная математика (точки и отрезки на прямой) не применима автоматически к двухмерной геометрии (на окружности), то есть нельзя просто окружность представить замкнутым отрезком, конечным множеством точек. При таком представлении вы теряете в математике «округлость» этого отрезка, если так можно сказать. Точки (единицы) на прямой и на кривой не одно и то же, и рано или поздно возникнет парадокс. Аналогично и точки на сфере не тождественны точкам на отрезке или кривой. Эти точки отличает их качество - собственная разница тех множеств (одномерного, двумерного и т.д. общего целого), подмножествами которых они являются.

Применение одномерной аксиомы выбора к многомерным пространствам рождает парадокс, аналогичный знаменитому коту Шрёдингера или принципу неопределенности, смотря с какой стороны смотреть. То есть у вас либо есть выбранная точка (дифференциация, или разбиение), но тогда нет её «орбиты» как множества, либо есть орбита (целое), но нет точки. А поскольку математика в отличие от физики полностью абстрактна, то она вполне позволяет себе теоремы не имеющие никакого сущностного смысла, просто вытекающие из её же произвольных аксиом.

обобщения, математика, метаматематика, психология

Previous post Next post
Up