Говорить о народе, к которому сам принадлежишь генетически и культурно, - довольно двусмысленная инициатива, рискованная, но только такая инициатива и может быть компетентна. Как говорил сатирик «Давайте спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел». Риск тут в том, что нацональная мыслеформа всегда была крайне сильна в своём магнетизме, не менее чем религиозная, но мне хотелось бы верить, что я от неё свободен, хотя бы на большую половину. По крайней мере я не вижу для себя никакой возможности отдавать любого рода предпочтения «русскому» в противовес чему-то иному, возможности участвовать в
«ереси разделённости». Различия - это одно, но предпочтения - совсем иное.
Из всех ветвей арийской расы («арийской» в эзотерическом, а не нацистском квазиоккультном смысле) русский брат является самым младшим во времени проявления, что в пространстве проявления сопряжено с известными феноменами цивилизационного запаздывания (относительно «Запада»), вплоть до подозрений в отсталости и ущербности, которая объективно во многом очевидна, но без рассмотрения субъективных причин дегустация очевидного происходит в рамках ограниченной восприимчивости, и влечёт ложные выводы. Тем не менее, в каком-то смысле культурный герой Иван-дурак символически отражает много скрытой антропософской реальности всего «русского».
В эзотерической объективности (как бы парадоксально это не звучало) реальность во многом инверсна по отношению к объективности феноменальной, экзотерической. Хотя, правильнее было бы сказать, что это сам человек воспринимает реальность иначе, чем она есть. Например: то, что во времени проявляется позже, своим запозданием обязано более высокому требованию субъекта к материи и форме своего выражения. Не менее известный феномен «загадочной русской души» обусловлен как раз такого рода требованием, поскольку качеством «русской» души является интеграция, или «воля к ритуальному синтезу» (7-й луч), тогда как в цикле любого проявления (в данном случае это проявление «арийской» расы) стадии такого синтеза соответствует самое позднее время - финальный аккорд, как на инволюционной, так и на эволюционной дуге развития. Иными словами, для полноценного проявления «русского» ещё не наступило время, хотя место уже зарезервировано.
Также интересным символом является российский триколор, в котором сверху вниз в порядке приоритетности отражён: белый цвет интеграции; синий цвет высшей вибрации спектра; красный цвет низшей вибрации спектра. Для сравнения: одним из положительных последствий запаздывания является вполне очевидная благоприятная возможность устанавливать конструктивную цивилизационную связь в цепи между арийской расой и предшествующей ей атлантической, ярким выражением которой можно назвать Китай и его акцентированный «красный».
Для того чтобы подобная связь расовых поколений - синхронизация вибраций - могла осуществиться, сам агент интеграции должен обладать некой внутренней связной двойственностью, «правой» частью своей адаптируясь к «Западу», а «левой» - к «Востоку», что уже довольно проблематично. «Время» - это во многом синоним сознания, и потому «русское» не только отстаёт по времени, но и сознательно отличается от западного и восточного менталитетов. Проявись «Россия» синхронно с «Европой» - по всем законам психологии и экономии вся активная и продвинутая часть этноса автоматически перетекла бы на Запад, оставив за собой огромное дикое пустое поле - хаотический провал между мирами. Пространство и время между тем обусловили своевременное и специфическое раскрытие того принципа сознания, который мы пока называем «русское» за неимением более точных определений.
Чтобы понять эту внутреннюю «двуглавость» на уровне индивидуальных сознания, можно воспользоваться иллюстрациями цикла инволюционно-эволюционного преобразования Групповой Души, ведущего к проявлению «индивидуальностей» на нисходящей стадии и к последующей их восходящей интеграции, или единению. Горизонтальная иллюстрация есть в посте
«Синдром Бродского», вертикальная на сайте, во второй части истории
«Христос во времени и пространстве». Схема проста, её легко запомнить известной формулой Екклесиаста «Всему свое время, время разбрасывать камни, и время собирать камни». Сложность может вызвать разве что необходимость рассматривать как минимум два цикла «арийский» (Запад) и «атлантический» (Восток) в контексте цикла общечеловеческого. Каждый из циклов находится в разной внутренней стадии, но во внешнем времени и пространстве они связаны, связаны Россией. Эта их связь обязательна и неразрывна, но для одних она является стимулом к развитию и прогрессу, для других - сдерживающим ограничением, а для посредника - источником особой двойственной проблемы. Огромная масса и специфический менталитет России синхронизируют и удерживают два гигантских эволюционных колеса от взаимного разрушения, горячей точкой прямого соприкосновения и «трения» этих колёс является «ближний Восток» (он же «дальний Запад»), особым цветом этого трения (между синим и красным) является зелёный.
Итого. Имеется две ярко выраженные стадии развития индивидуальности и как следствие общества:
- Состоянием западной социальной материи является сегодня высокая степень дифференциации индивидуальностей (см. иллюстрации). В этой обособленности умов и активностей как раз и проявляется более раннее начало цикла объективности, более благоприятные пространственно-энергетические условия развития западной ветви расы.
- Атлантической (восточной) расе соответствует стадия массового сознания - доминирование материи и эмоций над сознанием и мышлением, слабая выраженность отдельных «я».
Специфика «русской» ветви выражена в одновременном наличии обоих типов в определённых пропорциях, которые не позволяют ни одному из факторов окончательно доминировать и в перспективе должны обнаружить некий метод конструктивного взаимодействия «интеллигенции» и «народа», который может транслироваться в международном масштабе как метод уравновешивания элитарных и эгалитарных социальных тенденций, конфликт которых сегодня уже достигает крайности.
Западное общество погружается в хаос дезинтеграции, и этот процесс хотелось бы проиллюстрировать цитатой из интервью с Владимиром Сорокиным, одним из немногих представителей современной русской литературы, наблюдателя вполне компетентного в субъективной восприимчивости, к тому же очевидно «западного» представителя русского сознания, живущего и читаемого больше в Берлине, чем на родине:
«Если вы заглянете в московское метро или европейское кафе, то увидите, что люди сидят, уткнувшись в гаджеты. Раздробление уже произошло, мир атомизируется. Границы будут проложены там, где кончается privacy человека. Мир будет дробиться еще сильнее - на государства-квартиры, государства человеческого размера. Идея некоего общего коллективного счастья, связанного, например, с прогрессом, с интеграцией, - обречена. Нет европейца, который не сказал бы, что Евросоюз обречен. В Европе вообще государства как таковые находятся на периферии зрения людей. Люди не очень-то идеологизированы, и слова «родина», «государство», «патриотизм» у европейцев вызывают зевоту. Я ничего не предсказываю. Я просто интуитивно чувствую этот коллективный страх перед раздроблением, распадом. Как это будет - никто не знает»
Текст очень показательный для сознания в стадии обособления, «свободы», ощущение которой проецируется на внешний мир, и в силу резонанса замечает в нём созвучные собственной проблеме признаки. Как сам же Сорокин сказал чуть раньше «Но свобода и есть покинутость... Когда больше нет никакой опеки, никакого пафоса. Человек выходит один на один с метафизикой. С жизнью»
Эволюционная цель атомизации не распад и хаос (хотя, с точки зрения отживающей формы это выглядит именно так), но становление, которому предшествует внутренний переворот в сознании, а также неизбежно сопутствует кризис и временная потеря ориентации в эволюционном пространстве - «покинутость». В более высоком опыте аналогичную «покинутость» мы можем найти в символе «Христос в пустыне», только там индивидуальное сознание покидает человеческую сферу актуальности и смысла вообще, а не сферу массового сознания, со всей её «опекой и пафосом», что представить довольно трудно, но аналогия всё же сохраняется.
В это время в России (находящейся большей частью в стороне от процесса западного полураспада) логично заблуждаются, если не сказать естественно самообольщаются, интерпретируя временный хаос «Запада» как некий упадок и потерю духовности, в противовес собственной возрастающей адекватности. В домостройной и обывательской системе измерения это может быть и так, но в реальной мере никогда «духовность» не была и не будет синонимом или атрибутом религиозности, патриархальности, традиционализма, зажиточности и пр. Все эти ценности важны на своём месте и в правильной пропорции, но никогда они не первичны. Взять хотя бы ту же евангельскую историю про «духовность», которая на поверку оказалась вдруг чем-то экстремально богоборческим и реакционным. Нынешняя российская «духовность» не менее реакционна, ей просто не подвернулся ещё подходящий случай полноценно проявить себя - подивиться иллюзии. Опыт, который сегодня переживают на «Западе», России ещё только предстоит пережить, пусть и по-своему, но следуя неизбежной логике и закону внутренней эволюции.
О России чуть дальше писатель говорит не менее контрастно, чем о Европе, но в сути довольно точно определяя пропорции внутренней структуры общества:
«Если говорить о России, то мы и не покидали Средневековья. У нас просвещенный феодализм. Здесь не надо ничего придумывать. Страна поделена между феодалами, наводнена опричниками, простой люд записан в холопья, этика отношений - феодальная»
Слова контрастные, но мыслитель ведь всегда страдает под давлением видимой неизбежности, наблюдая негативные движения феноменальной картины мира, но не видя при этом внутренней позитивной творческой стороны становления. Представьте себе актёра в трагической постановке, который вдруг забыл, что он лишь исполняет роль, и отождествился с происходящим сценическим действием. Будешь тут резким на словах.
России нужно решать свою проблему, а она была и всё ещё есть проблема борьбы с духом тоталитаризма, который суть невежественная интерпретация истинной внутренней энергии интеграции. Это не проблема рождаемости, продвинутости ПВО или урожайности зерновых, это проблема сознания, а не формы, только она первична, но именно её пока не удаётся актуализировать, скорее наоборот - предпринимаются усилия для очередного усугубления этой негативной тенденции. Я вот откровенно не знаю, хватит ли сорока лет, чтобы вывести русский менталитет из египетской тьмы тоталитарного плена. Судя по дню сегодняшнему - нет, не хватит, ведь уже больше тридцати лет прошло, а «главное» и его незатейливые «песни» всё те же, старые. Как в базарной лавке, эффективность и актуальность до сих пор оценивается поголовьем, удоями, объёмом жировых запасов, скоростью ракет, толщиной брони... Всё равно что «духовность» оценивать каратами золота креста на мамоне первосвященника.