Встретил на днях интересный пример того, как люди в общем и целом не различают виртуально реальное и реально реальное, особенно под спудом привязанностей. Не различают не в том смысле, что не понимают, где одно, где другое чисто технически, а в том, что фактически разницы для них нет, равноценно. Ничего особо странного в такой равноценности нет, если понимать, что «реальным» люди называют не нечто, что есть на самом деле, безотносительно их собственных наблюдений или мнений, а как раз наоборот, реально то, что лично они понимают «всамделишным». Плюразим реализма, как и моральный релятивизм, в свою очередь так же не парадоксален, если понимать, что он не имеет отношение именно к Реальности, что всё это суть редукционное разнообразие сюрреализма - майя. Более того, такое явление (вернее процесс) как «сознание» само по себе уже указывает на существование дистанции между мнимым и реальным, «я мыслю, значит я погружён в иллюзию» - перефразируя известное. Есть даже эзотерическая мантра: «Веди меня от нереального к реальному, от тьмы к свету»
Интересный пример погружёности в майю встретился на одном забугорном форуме по игре Elite Dangerous, последней игре из серии Elite, которой (на секундочку) в этом году исполняется 40 лет. Я уже про неё
>рассказывал<. Сегодня это MMORPG, то есть онлайн игра, а у онлайн игры своя специфика, в неё как бы нельзя поиграть в привычном смысле, к ней можно только подключиться, поскольку игра, как процесс, идёт безотносительно вашего личного участия (естественно, пока расходы на поддержания этого процесса не превысят доходы). Из-за этой же специфики игрок не может произвольно сохраняться, переигрывать, заводить себе других персонажей и т.п. Его виртуальный герой это аватар его самого, в единственном экземпляре, привязанном к ID его копии игры. Последнее, кстати, полностью защищает такие игры от пиратства.
Естественным моментом любой игры является достижение предела геймплея, то есть когда игрок израсходовал игровой потенциал и заскучал (синдром Водолея). Единственным вариантом продолжения («реиграбельность», прости Господи) может быть вариант начать сначала, снова ограничить свои возможности (как в анекдоте про «ищу трудности»), попробовать какие-то другие методы и направления игры. Конечно, нельзя дважды войти в реку, обнулить знания и впечатления, но, в любом случае, для страждущих есть хоть такой последний шанс. Поскольку игра тут сетевая, она не может просто дать вам начать другую игру, она может только предложить реинкарнацию, Clear Save, и для этого нужно будет стереть все свои виртуальные достижения (коих у людей за сотни даже тысячи часов накапливается немало), и в буквальном смысле начать сначала, создать новую виртуальную персону с её начальным минимумом возможностей.
Так вот, на одном из форумов один из таких выгоревших игроков задался вопросом к аудитории: нажимал ли кто-нибудь на кнопку реинкарнации и не пожалел ли потом об этом? Сам факт существования такого вопроса это уже сюрреалистичный анекдот, клад для психологов, учитывая, что речь идёт о вещах именно что фактически эфемерных, виртуальных буквально. Тем не менее, ход возникшей дискуссии показал не менее анекдотичный (хотя и предсказуемый психологически) результат привязанности. В основном виртуальные космические герои отговаривали это делать (то есть сами не нажимали, хотя и доходили до ручки), предлагая два возможных компромиссных варианта (ржу, нимагу). Первый вариант: купить в сезон скидок вторую копию игры (типа они рациональные, не психи какие-нибудь, чтобы полную цену платить) и начать новую личность, не теряя прежнюю, со всеми её
орденами, мебелью и миллиардами псевдоденег. Второй вариант ещё проще, так называемый «soft reset» (даже термин придумали): сделайте вид, что у вас ничего нет, и воображаемо начните новую игру с воображаемого вами же нуля.
Ну разве всё это не прекрасно… но, какой же всё-таки вариант выбрать…