Мышечел

Oct 10, 2024 12:31


На днях видел первого Бэтмена, который с кавайным Китоном и приторной Бессинджер. Со времён VHS, наверное, не смотрел. Надо же, как быстро вчерашнее интересное становится нынешним нелепым. Интересным остаётся разве что социально-психологический подтекст, если представить всех этих комиксных кукол некой сублимацией. Сама идея «супергероя» видна как экстремум психологии индивидуализма, даже слишком нарочито видна, со всем этим набором фетишей экзальтированой самости - железной оболочкой, кучей бабла, интеллекта, крепостью, безотцовщиной и пр. декорациями самостийных эротических фантазий.

Нелепость позы лыцаря на чёрном мыше хорошо видна как раз в начальных кадрах Бэтмена 1989, видна в декорации Готэма -  города со всеми признаками системных социально-экономических проблем, выраженных, в том числе, в уличной преступности, решать которые персонально, что называется «в одну харю», совершенно бессмысленно. За комаром не с топором. Упакованный в броню, девайсы и технологии Мышечел стреляет из пушки по воробьям, гоняет по улицам шпану не решая никаких социальных проблем, только свою собственную - супермышиную, в суперноре эго.

Именно поэтому авторы подсовывают герою подходящее для антагонизма централизованное и аналогично экзальтированное злодейство, подменяя реальную и нерешаемую поблему - мнимой. И далее они бодаются до самых титров, как нынешние Потато Джо с Блондином Гольф, разве только вместо трона Америки там малая персонификация -  каноническая киношная призовая бабёнка.

Ведь в чём обязательный прикол индивидуалистично-капиталистических систем, подобных США? Экзальтация возможностей для самоутверждения частного приводит к упадку общественных институтов, общественных благ и системной безопасности в том числе. Город Готэм является персонификацией этого неизбежного процесса, осадком тенденции, следствием. С этим следствием невозможно справиться робокопами, айронменами и пр. частными «супергеройскими» инициативами, поскольку «Брюс Уейн», как собирательный образ экстремума индивидуализма, сам является соучастником и причиной этих проблем. В сущности, он бегает за мнимым Джокером, пытаясь убежать от реального себя самого. В этом смысле фильм актуален, несмотря на всю художественную нелепость и вечно психопатический саундрек Тима Бёртона.

обобщения, кино, психология, символизм

Previous post Next post
Up