Искупление народных грехов, или религиозный догматизм оторванный от контекста

May 11, 2024 11:21


вопрос: «Кто-нибудь может вразумительно объяснить, что означает высказывание: Иисус Христос своею смертью на кресте искупил наши грехи?»

Вопрос простой и сложный. Простой в том смысле, что существует хроническая проблема формализма и адаптации религиозных идей к умам верующих, которая выражается в необходимости интерпретировать ту или иную букву Писания в совершенно другом контексте (времени, месте и ситуации) нежели тот, в котором эти слова были записаны. Отсюда неизбежны спекуляции, вплоть до абсурда и даже извращения.

Один из самых известных казусов апологетики это евангелие от Матфея, которое было написано адресно для евреев и в контексте конкретной сложившейся на тот исторический момент социально-идеологической ситуации. В частности глава 5 содержит в себе не тезисы для новозаветных христиан, а антитезисы для ветхозаветных иудеев, отсюда возникает некоторый риторический радикализм тезисов, в жанре клин клином вышибают. Современные же интерпретаторы этот контекст игнорируют, воспринимают слова сами по себе и в свой адрес. Ничего хорошего из этого чаще не выходит. Конкретно в утверждении «А Я говорю вам: не противься злому…» ключевое слово не «не противься», а «А», если вы прочитаете всю главу 5 это будет очевидно. Имеет место антитезис мстительному ветхозаветному сионизму, но вне контекста такой текст становится спекулятивным, что нетрудно наблюдать в такие моменты как сегодня, на фоне спекулятивного и инфантильного пацифизма, скребущего себе риторических обоснований по сусекам любых канонов.

Аналогичная история произошла с идеей чудесного искупления Христом всех грехов народонаселения, и бывшего и будущего. Тут, как ни крути, получается как минимум странность, а то и вовсе  глупость. Если же попытаться вернуть тезису контекст, то мы обнаружим послание Павла к Римлянам, а конкретно главу 3. Мало того, что это текст уже сугубо религиозный, то есть написанный самим верующими, в меру их способностей понимать веруемое, так он ещё и написан в контексте решения конкретной практической проблемы раннего христианства и адресован конкретной аудитории. Глава 3 послания к Римлянам начинается со слов: «какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?» - уже тут можно было бы догадаться, что современные христиане не аудитория для этого текста. Но, увы. формализм и книжничество это бич любой религии. В главе 3 Павел пытается убедить, что беззаконие законно, в том смысле, что ветхозаветные законы не могут требовать лояльности к себе от законов новозаветных, христианских, что вполне резонно. Там же Павел предлагает идею искупления Христом грехов и ветхозаветных иудеев и язычников (к которым и обращается), «потому что все согрешили и лишены славы Божией». Под искуплением грехов народа он предлагает своего рода амнистию сомневающимся, при условии, конечно, что они примут Христа, оставят и иудейские и еллинские традиции («Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом»). Вполне нормальная миссионерская речь, но её контекст давно исчерпан, а в словах до сих пор продолжают надумывать новые смыслы. Как результат вокруг букв, как вокруг песчинки в раковине черепа, наслоилось множество рассуждений и спекуляций, вплоть до абсурда и даже профанации.

Непосредственно в Евангелии идея искупления упоминается один раз:

«князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»

Во-первых тут нет никакого радикализма, вполне нормальный морально-этический посыл, а во-вторых, сама концепция «искупления» и «жертвы» ни христианам, ни свободно философствующим толком пока не понятна, так как им не ясна ближайшая метафизика бытия, а даже известную на сегодня МАТЧАСТЬ они не учат, по разным причинам. Тут мы касаемся уже сложной стороны этой темы и это отдельный разговор. Могу для аппетита, разве что, предложить одну цитату:

«Эзотеризм есть Наука Искупления, и вечными символами и выразителями этого факта являются все Мировые Спасители. Именно для того, чтобы искупить субстанцию и её формы планетарный Логос пришел в проявление, и вся Иерархия со своим великим Лидером, Христом (нынешним мировым Символом), должна рассматриваться как иерархия искупителей, совершенствующихся в науке искупления…» [«Образование в Новом Веке»]

ответы, Алиса Бейли, Христос, цитаты, эзотеризм, Библия

Previous post Next post
Up