Неизвестная классика

Apr 08, 2024 20:17


Почему трижды чемпионы в какой-нибудь гольф продолжают соревноваться в свой гольф? Или почему букмекеры принимают ставки на матчи типа Барселона - Рубин? А Рубин в своё время, если не вру, в двух матчах с Барселоной взял 4 очка.

Человек не может детерминировать своё объективное существование, а количество переменных, влияющих на путь мяча до лунки, астрономически велико, что не позволяет свести вероятность до единицы и потому оставляет всех всегда в игре, что не отменяет мастерство, конечно.

Но я не про спорт, я про классическую музыку. Классика хуже современной музыки в  том плане, что звукозапись позволяет сформировать авторский канон, тот самый, который «И увидел Бог, что это хорошо». С классикой периода её становления и расцвета такого канона нет, есть только ноты, но ноты не канон, это бесплотная абстракция. Представьте себе современный ВИА, который по нотам попытается сыграть, например, «Обратную сторону Луны», не зная оригинала. Было бы интересно, кстати. С классикой в основном всё именно так и обстоит, телефон испорченный вдвойне, всё зависит не только от интерпретации партитуры (к детскому вопросу «зачем нужны дирижёры?») но ещё и от каждого конкретного исполнения, как при игре в гольф или в футбол.

Невозможно, но было бы крайне интересно  услышать классические хиты в авторском каноне. Впрочем, большинство публики, как я понимаю, не в состоянии отличить не только удачное прочтение классики от неудачного, но и удачное исполнение от неудачного отличить они так же не могут, как и в футболе, поэтому с утилитарной точки зрения большой проблемы тут нет, если счёт на табло в нашу пользу.

С феноменом разнообразия прочтения я лично столкнулся в идеальных для того условиях, в конце 80-х, когда в составное сводного ленинградского духового оркестра профсоюзов (не муз.профи, в смысле) в Москве слушал оркестры со всей страны + стран Договора. В обязательной конкурсной программе было свиридовское «Время вперёд», канон которого нам был досконально известен по одноимённому фильму и он же ежедневно напоминался в заставке программы «Время», в отличии от друзей из Германии или Чехословакии, которые взяли ноты и как смогли их прочитали. Получилось довольно вяленько, как-то по-буржуйски что ли. В общем, сыграли как люди, которые никогда не пили одеколона.

аналогии, мемуары, музыка

Previous post Next post
Up