По следам
комментария к вопросу «что такое сознательно живущий человек?». Интересно, что вопрос выглядит теоретически простым, но фактически он, судя по всему, крайне сложен, для человека современного.
Теоретическая простота в том, что всякая область бытия троична, то есть она может рассматриваться как микрокосмос, космос, макрокосмос, или субсистема, система и суперсистема. Во всякой системе сознательной является та единица, которая воспринимает суперсистемные «движущие» принципы, обуславливающие системные законы и налагающие субсистемную ответственность, а так же субсистемные «сдерживающие» принципы, обуславливающие системное «беззаконие» и налагающие на сознание ограничения. Всякая иная единица в системе относится к категории «блудного сына», является «греховной» (в техническом смысле), то есть её сознательность ситуационна, проявлена на плоской земле, если так можно сказать, а потому активность подвержена заблуждению, так как эта единица вынуждена мыслить от «себя», от частного к общему - неправильно, редукционно, «в отрыве от реальности».
Теория вопроса, на мой взгляд, действительно проста, хотя ключевой тезис «всякая область бытия троична» требует, конечно, предварительного понимания, иначе звучит как произвольная аксиома. Практика же вопроса становится проблемой, если мы действительно берём его по большому счёту смысла слова «человек». Усреднённый человек людей до сих пор живёт в мире, который можно назвать одномерным. Он не знает себя, не понимает времени и, что естественно, не может справиться с местом - планетарным пространством. Если же посмотреть шире, то мы обнаружим рядом с этим усреднённым ещё двух. Религиозно-метафизический тип фокусируется в макрокосме, сциентически-физический тип фокусируется в субсистеме, или микрокосмосе. Встретиться вместе эти трое до сих пор не могут, а потому все вместе и каждый по отдельности не могут добиться почётного эволюционного звания «сознательно живущий человек», находясь каждый в той или иной вариации бессознательности.
В самом кратком выражении «сознательность» для человека это понимание присутствия принципа Христа в природе и верховенства этого принципа. Сегодня нет такой публики, на которой подобный тезис можно выдвигать. Это такая абстракция для редких читателей подобных журналов, лучшим символом которой является как раз буква «Х», она же Андреевский крест: макрокосмический треугольник (инволюция) - микрокосмический треугольник (эволюция) и центральная точка - космос, бытие. Эзотерически сознательно живущим человеком является только тот, кто распят на этом кресте. Сознательный человек осознаёт реальное, а не иллюзию, живёт жизнью, а не смертью, идёт по пути служения и отречения, а не эскапизма и приобретения. Он живёт в объёмном мире - микрокосмосе, космосе и макрокосмосе - а не в плоской вселенной, которая бессмысленно вращается вокруг него, сопровождая его героический поход в могилу.