Знание о незнании

Nov 17, 2023 13:25


Я, конечно, знать не знаю что именно имел в виду условно-анонимный автор начала 17-го века, когда завершал свою алхимическую сказку эффектным «Summa scientia nihil scire», но это и не важно, поскольку тезис сам по себе имеет как минимум одно адекватное решение на одной из плоскостей смысла. В интернетах нашлась расширенная версия и так же с непонятной пока родословной, в ней добавлено «Nihil scire  omnia posse» (не знать ничего - всё мочь), в таком виде тезис ещё более подходящий. Итого, моя версия:

«Высшая мудрость -  всемогущество не знать ничего»

Интерпретация типа «пьяному и море по колено» или «бешеной собаке семь вёрст не крюк» она тоже имеет право, но она всё таки не «мудрость», не решение уравнения и не очень интересно, хотя и шутка юмора. Более осмысленные варианты в предыдущем посте уже прозвучали, добавлю к сказанному от себя, с эзотерической колокольни.

Если не путать с отьедом крыши, то «Высшая мудрость - не знать ничего» в эзотерическом смысле можно было бы назвать как «изживание разума», а ещё эзотеричнее - достижение состояния бытия «Будда Действия». Ключевая интересная мысль в том, что разум, или любовь-мудрость, это срединный принцип человека - это посредник, проводник эволюции от того что «вверху» к тому что «внизу» на строго определённой стадии приближения. Стимулом к разумности и источником мудрости для человека на стадии эволюции в трёх мирах (физическом, эмоциональном, ментальном) является его душа (Эго, Солнечный Ангел, Путеводная Звезда, Ангел Хранитель). Интеллект - это свойство самой материи (тут, кстати, причина, почему подлинная философия в калиюгический век глубокого материализма выродилась в интеллектуализм, в своего рода бред умов, бредущих в лабиринте платоновых пещер). Мудрость это свойство души, она не интеллектуальна, а интуитивна и достигается путём адаптации и развития чувствительности интеллекта к «свету души». Первые проблески этого света приводят к «эгоизму» - экзальтации самости как форме просвещённого невежества (если так можно сказать).

Развитие контакта личности и души, интеллекта и мудрости, выводит человека на границу эволюции в трёх мирах, которую анонимный комментатор veda2025, следуя понятной символической традиции, назвал «вершиной горы» («лобное место», «Сион», «Голгофа», «Гора Посвящения»). Это стадия высокой, но не высшей мудрости, стадия большого знания но не всеВедения. Для нормального человека означенная граница («вершина») видится пределом мечтаний и вратами к «освобождению» от смерти, хотя подобная  интерпретация примерно так же парадоксальна, как если бы освобождение студента от личного невежества можно было бы назвать его освобождением его от науки как общечеловеческой сферы деятельности. Тем не менее, на сегодня мистерия Козерога это доминанта в сознании, хотя фактически будет пройден только начальный университет, вернее ПТУ, подготовка единицы к разумному функционированию в контексте Целого.

Человек не исчерпывается тремя мирами, но внутри этих миров он, конечно, плотно ассоциирован с самим собой, с самосознанием и со «знанием», которое по сути лишь тень, рефлексия света души на лунной поверхности интеллекта, но для человека «мыслю» и  «существую» синонимичны, хотя эзотерически это не так. «Высшая мудрость» как раз и есть подлинное существование, которое меж тем сжигает низшее мышление и самосознание, в известном нам смысле этого внутреннего феномена. Когда стадия приближения посредством посредника (души) завершается - открывается прямой путь к «Отцу», то есть Монаде, а аспект разума, или «любви-мудрости» (второй лик Троицы) замещается отождествлением с Волей, или Могуществом. В этом смысле «Не знать ничего» это то же самое, что и Евангельское «Я и Отец - одно». Знание это тень божьей воли в индивидуальном. Само наличие «знания» указывает на дистанцию между Сыном и Отцом. Если же этой дистанции нет - знания так же нет, но у нас нет для того никаких адекватных понятий кроме неадекватной противоположности -  «безумия». В русском языке, кстати, есть интересный оборот «ничего не знаю», обозначающий отсутствие пространства для рассуждений при исполнении чего либо.

«В результате происходит ассимиляция индивидуальной и эгоической воли целью Монады, которая является непреклонной и неизменной целью Того, Кем мы живём и движемся и существуем. Вот где происходит подлинное горение, ибо «Бог есть Огнь поядающий».

Высшая мудрость не освобождает человека от бремени знания и невежества бытия, ровно наоборот, она впрягает его в бытие «по полной», и именно эта  полнота вытесняет рефлексию знания, оставляя только действие - чистое бытие холистического императива, «могущества». Иными словами, известный тезис искателей мудрости «чтобы идти по Пути нужно быть самим Путём» с точки зрения высшей мудрости звучит примерно так: «чтобы Знать нужно быть самим Знанием», то есть воплощённой Волей и Могуществом.

«Об этой Воле никто, кроме посвящённых, не имеет ни малейшего представления. Такой настрой способствует развитию духовного восприятия и интуитивного понимания, в результате чего прекращается активность низшего или конкретного ума, низшего личностного «я», а аспект знания души отступает перед ясным, чистым светом божественного понимания. Когда начинают задействоваться оба эти фактора, на физическом плане начинается подлинно духовная активность, мотивируемая из высокого источника Монады и осуществляемая чистым интуитивным разумом»

Что-то сверх того добавить мне квалификации, конечно, не хватит, но снизу можно аналогию. Существует, например, похожий тезис «настоящее искусство безыскусно». Подлинное мастерство ликвидирует рефлексию и интроспекцию индивида, освобождает его от усилий и создаёт прямой канал творческого выражения, чистую функциональность, магию, метафизическое ремесло. Ещё в более низших аналогиях существует понятие «одержимость», когда внутренний самоконтроль заменяется внешним.

холизм, цитаты, лекции, эзотеризм, риторические парадоксы

Previous post Next post
Up