Вчера в рамках фестиваля "Московская осень" был концерт электронной музыки, посвящённый 15-летию нашей Ассоциации электронной музыки. Я тоже в нём исполнял свою пьесу. Вот как это было...
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, РЕПЕТИЦИОННО-РУГАТЕЛЬНАЯ
Несмотря на то, что и концерт был не "рядовой", и фестиваль вполне уважаемый, организация подготовки к концерту была не на уровне. Скорее, её не было вообще (что вообще характерно для мероприятий Союза композиторов).
Вроде бы заранее были назначены репетиции. Распределено время. При этом организаторы подробно записывали, кому какой инструмент нужен для репетиции, какие условия, и пр.
Ну ладно, запись времени репетиций --- дело хорошее. По крайней мере, мы, участники, хотя бы для себя знади, когда "чьё" время --- и то хорошо.
Моя репетиция была назначена в 4 часа дня. Для неё нужен был подключённый терменвокс, а также рояль и готовый к работе вибрафон на сцене.
Придя в зал без пятнадцати четыре, я обнаружил, что:
1) Терменвокс готов к работе --- но только потому, что исполнительница уже репетировала другую композицию два часа назад;
2) сцена пуста, кроме терменвокса на неё ничего не наблюдается;
3) людей, которые занимаются перемещением инструментов на сцену и их подготовкой к работе, нет;
4) кто эти люди и когда будут --- никто не знает;
5) с трудом можно найти только звукорежиссёров в рубке, но они понятия не имеют, где искать инструменты и что с ними делать, и вообще это "не их обязанность".
Ну ладно, мы люди самостоятельные. Будем готовиться к репетиции сами. Рояль найти было нетрудно --- это добро в зале используется часто. В углах сцены обнаружились аж два рояля в чехлах, права, чуть-чуть закамуфлированные. Ладно, чехол сдёрнули, рояль на сцену выкатили (благо катается он на колёсиках отменно), открыли.
Теперь надо найти вибрафон. Это уже сложнее. Кстати, надо сказать, что по первоначальному "сценарию" в моей пьесе предполагался ксилофон, и организаторы уверяли, что он в зале есть (пояснение: большие инструменты вроде рояля, арфы, ксилофона, литавр, контрабаса и пр. исполнители с собой не возят, в каждом уважающем себя концертном зале они должны быть по умолчанию). Затем выяснилось, что его нет, но есть вибрафон. Пьеса была немного подредактирована для того, чтобы отсутствующий ксилофон заменить на вибрафон (решить проблему таким вот творческим методом было проще, чем брать на себя бремя поиска и доставки в зал громоздкого инструмента).
Теперь же немногие работники зала, которых всё-таки удавалось найти, пожимали плечами и говорили, что они слыхом не слыхивали ни о каком вибрафоне. Пришлось искать самим. Пересматривая в полутьме то, что стоит и валяется-кучкуется за сценой, минут через десять обнаружили нечто похожее. Однако осветив этот объект и приоткрыв его, мы выяснили, что это не вибрафон, а колокольчики, у которых к тому же не хватает порядка пятнадцати пластинок. Продолжив поиски среди запылённых "архивов", мы всё-таки обнаружили вибрафон и выкатили его на сцену.
Впрочем, "выкатили" --- это слово неправильное. У инструмента вместо четырёх колёс было только два, а вместо двух остальных были резиновые вставки, работающие вроде как "ножки" и готовые отвалиться при малейшей попытке сдвинуть инструмент с места. Так что выдвигали вибрафон долго. К какой розетке его подключить --- так и не выяснили, выяснить это быстро оказалось практически невозможным, а время не ждало...
Впрочем, колёсики, которых не было у вибрафона --- в конце концов не самое главное. Гораздо хуже было то, что не работают и основные функции инструмента. Во-первых, не работали сами "вибраторы", так что искать удлинитель и тянуть его к розетке, оказалось, не нужно, всё равно току нет. Но это тоже можно было пережить --- включение "вибрации" я предполагал только в одном месте и то ненадолго.
А вот то, что у инструмента не работала педаль, было гораздо хуже. В результате демпфер не заглушал звучание пластин, и если начать играть при этом жёсткими палками достаточно быструю музыку (как у меня в пьесе) --- всё бы гудело и сливалось в одну бесформенную звуковую массу.
Стали думать, что делать. Положение спасло то, что на мне был довольно толстый шарф (вчера было прохладно, а я не люблю мёрзнуть). Этот шарф мы специальным образом запихнули под пластины вибрафона и между ними. В результате получился демпфер-не демпфер, но что-то приближающееся к нему по действию. Попробовав, выяснили, что так играть уже вполне можно.
Сама репетиция прошла без приключений, если не считать того. что на неё почти не оставалось времени. Но это уже детали и мелочи. Порепетировав, я отправился отдыхать и перекусывать в "теремке" под манежной площадью.
Вернувшись обратно, я обнаружил, что порядок номеров в концерте до сих пор не установлен и вообще невозможно понять, кто же это определяет и что из всего этого получится. Забегая вперёд. скажу, что программка обнаружилась уже где-то в 19.10 (концерт должен был начаться в 19.00), написанная от руки, и представлявшая собой просто фамилии нас (композиторов), причём многие из них были зачёркнуты и вписаны на другое место, так что сразу разобраться было тоже ни в чём нельзя...
ЧАСТЬ ВТОРАЯ, РАДОСТНО-КОНЦЕРТНАЯ
А теперь следует просто забыть обо всём, что я говорил выше, так как концерт всё-таки прошёл очень хорошо. В отличие от многих аналогичных концертов, в зале было много публики, можно сказать --- аншлаг. Причём публика была настроена очень доброжелательно и творчески воспринимала даже самые странные музыкальные эксперименты, которые иногда случались в звучавшей музыке. Среди публики был замечен министр культуры Соколов --- впрочем, его присутствие можно было предугадать заранее.
Моя пьеса, "Canzone dell'animo", исполнялась во втором отделении. На терменвоксе солировала очаровательная Олеся Ростовская, партию вибрафона исполнил замечательный ударник Андрей Винницкий из "студии новой музыки", а я был за роялем. Пьесу мы сыграли очень душевно, и ощущался хороший контакт с публикой. После окончания пьесы мне даже кричали "Браво", что было очень приятно. Кстати, моя пьеса была единственная в концерте, в которой не использовалась заранее подготовленная фонограмма.
Сочинения других авторов я слышал не все, так как сам готовился к выступлению. Однако мне удалось всё-таки послушать несколько композиций.
В первом отделении я услышал:
- пьесу Олега Макарова "Ощущение снега". Она исполнялась в виде фонограммы. Сделана очень профессионально, применена интересная техника --- но в целом такой стиль мне не близок;
- две части из электронной симфонии Антона Ровнера, которую он написал в одной из шведских студий. Исполнялась тоже в виде фонограммы. Первая часть была весьма интересна, а вторая несколько затянута.
- пьесу "Ночной колокол" питерского композитора Бердюгина, который приехал к нам на один день. Опять исполнение было фонограммное. Пьеса мне очень понравилась, вызвав хороший душевный отклик.
После этого я пошёл готовится к выступлению и вернулся в зал уже после своего "номера", во втором отделении. Там я услышал замечательную "криптофоническую пьесу" Александра Райхельсона для двух скрипок и фонограммы, а затем гениальную вокальную композицию Эдуарда Артемьева "Белый голубь" (правда, живой вокалистки не было, но фонограмма была настолько хорошо сделана, что отсутствие живого вокала совершенно не мешало). В конце впечатление, правда, несколько подпортила наша французская гостья Франсуаза Барьер, которая фонограммно "сыграла" совершенно немузыкальную и бесформенную пьесу с кучей экспериментов и нелинейных искажений, которые никак нельзя было "списать" на не самые лучшие динамики зала --- искажения были явно в самой фонограмме. Но обилие хорошей музыки, прослушанной до этого, всё-таки перевесило.
В фойе продавались музыкальные журналы. В том числе мне дали два номера "музыки и электроники", в которых опубликована моя статья про Жана-Мишеля Жарра (я в связи со своими летними событиями как-то не уследил за этой публикацией). Было приятно. А потом участников концерта и гостей позвали в малый зал на фуршет. Там было много интересного общения и очень много хорошего вина и закуски. В общем, настроение было поднято, а атмосфера концерта --- просто замечательна. Даже захотелось снова музыку писать :)