Как-то коротая ночь за фильмами и поделками в ожидании мужа наткнулась на фильм "Королева славян"
Фильм, если честно, слабый. Ну разве что если смотреть на красоту некоторых кадров (отдельные люди, конь, звери, природа). В остальном плане смотреть невозможно, отдаёт тягомотиной и ещё черт знает чем, диалоги караул, НО.
Из этого фильма я узнала об основании Кракова в честь Крока, отца Либуше, что Прага значит порог и о замке Девин. И что первые короли Богемии вели свой род от эльфов)
Т.е. о существовании этой легенды.
Недавно на блошином рынке приобрела по случаю книгу И. К. А. Музеус "Сказки и легенды". Среди прочих там была "Либуша". Так я познакомилась чуть ближе с этой легендой, которая меня заинтриговала, но была позапыта за чередой будней до поры до времени. Очень приличная и приятная версия легенды .
Вот хорошая версия легенды, подробная
http://lib.rus.ec/b/122293/read#t7 Алоис Ирасек
"Старинные Чешские Сказания"
А теперь
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Портрет Либуше кисти В. К. Мазека (1893)
Скульптура «Пржемысл и Либуше» Й. В. Мысльбека (1881) в Вышеграде
Либуше (чеш. Libuše, нем. Libussa или Libuscha, происходит от общеслав. *Ljuboslava) - в чешских легендах мудрая правительница и предок королей Чехии (предположительно VIII век).
Согласно «Чешской хронике» Козьмы Пражского (XII век), Либуше - одна из трёх дочерей чешского князя Крока, основавшего, по преданию, один из древнейших городов (ср. польского Крака, основателя Кракова). Её сестра Кази почиталась как искусная прорицательница и врачевательница. Тэтка - как учредительница культа духов («горных, лесных и водяных нимф»). Младшая Либуше - мудрейшая из трёх сестёр - избирается вождём («судьёй») племени после смерти отца. Несмотря на ее мудрое правление, мужчины племени вскоре начинают высказывать недовольство тем, что ими руководит женщина, просят назвать им правителя-мужчину. Тогда Либуше на совете старейшин объявила, что выйдет замуж за человека, к которому приведет ее конь. Так и случилось: мужем ее стал пахарь Пржемысл из села Стадице. Она также предрекает основание Праги. По легенде с предсказанием связано и имя столицы: она отправила слуг в лес, и там они нашли человека, тесавшего порог дома - отсюда и слово «Прага». Выйдя замуж за Пржемысла, Либуше родила сына Незамысла, а также Радобыля и Людомира, и таким образом положила начало династии Пржемысловичей - т. н. природных королей Чехии.
Либуша также основала замок Либушин (ныне район Кладно). Козьма пишет, что это «очень мощный град возле леса, который тянется до деревни Збечно».
Легенда о Либуше отражает переход чешских племен от матриархата к патриархальному строю, причем отнюдь не безусловный и не окончательный. Известно, например, что после смерти Либуше чешские женщины решили обрести независимость от власти мужчин и основали замок Девин, который был покорен лишь многие годы спустя.
Помимо подлинных древних легенд, Либуше фигурирует также в фальсифицированной Зеленогорской рукописи Вацлава Ганки, где изображён суд под её председательством и представлена романтически идеализованная демократия древних чехов.
В честь Либуше назван астероид (264) Либусса, открытый в 1886 году
Самая древняя запись сказаний об основании Чешского государства, его легендарной правительнице мудрой прорицательнице Либуше и ее муже, родоначальнике чешских королей, крестьянине Пржемысле, содержится в «Чешской хронике» Козьмы Пражского, написанной в XII веке.
В предисловии к «Хронике» ее автор отмечает, что среди источников, которыми он пользовался, были устные народные предания. Козьма Пражский пишет: «Свое повествование я начал от времени первых жителей Чешской земли; и о том немногом, что стало мне известно из преданий и рассказов старцев, я повествую, как могу и как умею, не из присущего людям тщеславия, а лишь из опасения, чтобы рассказанное мне не было предано забвению».
В XVIII веке немецкий писатель И.-К. Музеус, любитель и знаток фольклора, создал свой вариант сказания о Либуше и Пржемысле. Он ввел целый ряд мотивов и эпизодов, отсутствующиху Козьмы Пражского, но явно имеющих народно-сказочную основу. В конце XIX века классик чешской литературы Алоис Ирасек выпустил книгу «Старинные чешские сказания». В ее первой части, которая называется «Сказания времен языческих», он собрал и пересказал предания о Либуше и Пржемысле, пользуясь как «Хроникой» Козьмы Пражского, так и устными легендами, еще бытовавшими в то время среди чешского народа.
Также Либуше нашла отражение в Таро.
Верховная Жрица. Либуше.
Сказка о мудрых женщинах и простых мужчинах. О том, что мужчина - голова, женщина - шея. О том, что будущее знать можно, а изменить его очень сложно. О том, что если дал тебе Бог дар великий, то и отплатить тебе придется многим. Я провела бы некую аналогию между Либуше и Фригг. Две женщины, обладающие даром предвиденья, но выбравшие политику невмешательства в судьбу других людей. Они далеки от мира с его постоянной бытовухой, накалом страстей и прочей ерундой. Мне кажется вместе с даром предвиденья, эти женщины получили какую-то особую великую мудрость. Они позволяют людям учить свои уроки, совершать свои ошибки и жить своей собственной жизнью. Либуше позволила народу выбирать себе правителя. Людям привычнее подчиняться мужчине - пожалуйста, она сделала шаг назад и нашла народу короля. Себе же она оставила молчаливую роль созерцателя и лишь иногда удивляла людей своей мудростью.
Это великая мудрость, великий дар - позволять людям быть самими собой. А уж если ты знаешь будущее, то не бери на себя функции Бога и не принимай решения за других. Ведь дар позволяет только ЗНАТЬ, а не ТВОРИТЬ будущее. И последнее, Верховная Жрица указывает на особое покровительство неба, высших сил.
http://katerina-if.livejournal.com/18958.html P.s. Заитересовала меня Либуше. Фильм и сказания. Ещё и о таком городе - Праге. Хочется её ещё. Много думаю на эту тему, но мысли в слова пока не спешат облекаться. Так, всё больше образы и мерцания. Тайна)