Экспорт музыки (умно написано, не грех и перепостить)

Jun 23, 2014 13:34

Оригинал взят у zloypoet в Экспорт музыки
Ровно двадцать пять лет и тридцать дней назад, 22-го мая 1989 года, в русской (тогда еще и позднесоветской) песне чуть не случилось по-своему уникальное событие. Зачатие его произошло в 1987-м году. Тогда к молодому еще Борису Гребенщикову, уже пятнадцать лет как поющему и пять лет как известному, позвонил Кенни Шаффер вице-президент только-только пробравшейся в Россию фирмы Belca international, и предложил ему стать популярным. К тому времени Гребенщиков был самым известным петербуржцем, во многом благодаря недавно написанной песне "Поезд в огне", признанной гимном разваливающегося Советского Союза.



Слово очевидцу: "Однажды, я помню это совершенно отчётливо, по телевизору в тысячный раз показывали опостылевший уже клип на песню «Поезд в огне». Я переключил канал - на другом канале тоже шёл клип «Поезд в огне». И на третьем, вы не поверите - тоже. А всего каналов тогда было пять..."
Гребенщиков принял предложение, и весной 1988-го улетел в США, начав работать над пластинкой "Radio Silence".
Аквариум уже тогда переживал не лучшие времена, поэтому когда БГ уехал делать сольную карьеру, работа встала, и музыканты разошлись. Кто-то плюнул и ушел окончательно, кто-то создал свою группу. Сам же Гребенщиков впервые получил в свое распоряжение настоящую студию с профессиональными инструментами - и решил сыграть нечто совершенно непохожее на то, чем занимался раньше. В помощь ему были выписаны несколько известных музыкантов, в том числе Дейв Стюарт, в те годы, да и сейчас, играющий в известнейшем "Eurythmics".

Штаты в то время считали Советский союз самой модной страной. В каждой телепередаче обязательно обсуждались Gorbachev, Perestroyka или Glasnost'. В таких условиях любой русский автор был бы нарасхват. Вышедшая 22 мая пластинка "Radio Silence" в первые же недели разошлась двухсоттысячным тиражом и вроде бы даже полмесяца провисела в топ-5 журнала "Billboard". Правда, энтузиазм вскоре поутих, продажи быстро сошли на нет, а сам альбом по итогам года хоть и вошел в топ-200 лучших альбомов по версии "Billboard", но занял там только 198-е место. Как справедливо отмечали критики, песни на русском у Гребенщикова получались лучше, а романтической бессмыслицы и лиризма в голосе и у самих американских певцов было хоть отбавляй. Америке свой Гребенщиков оказался не нужен.



К тому же, говорят, внешне молодой БГ (слева) чем-то походил на Дэвида Боуи (справа). Конечно, в Советском союзе это прибавляло ему популярности, но на западе уже лет десять как не ценилось.
После неудачи с первой пластинкой звукозаписывающая компания решила не продлять контракт с БГ. Наполовину готовый альбом "Radio London" остался недописанным, а сам Гребенщиков вернулся на родину, где половина его группы уже разошлась по чужим коллективам, а место на пьедестале прочно заняли давние подопечные Гребенщикова - группа "Кино".

Гребенщиков вздохнул и собрал другой коллектив. В 1991 году вышла новая пластинка - "Русский альбом", знаменовавший эпоху нового Аквариума, прозванного "Аквариум 2.0". Новая музыка была не той бесшабашно-митьковской и хулиганистой, которой был известен прежний состав, она не предлагала жахнуть стопочку от радости и неизбывного счастья, она скорей вынуждала мрачно напиться от неизъяснимого отчаяния и "чего-то вот такого вот лихого". Сам Гребенщиков объяснял это смертью поэта Башлачева. Интересно, что за два года до него - в 1989-м - на эту волну перестроился Егор Летов, а еще через два года - в 1993-м - это превращение повторит Юрий Шевчук.



Та самая экзистенциальная троица альбомов
Через несколько лет подвиг Гребенщикова повторила группа "Тату", со своим "Not gonna get us" ("Нас не догонят") сходу занявшая аж 13-е место в топ-200 того самого журнала "Billboard". На этом успехи российской музыки закончились. Конечно, так или иначе огромное количество русских музыкантов исполняли свои песни за рубежом, но в большинстве случаев это были либо квартирники для русских эмигрантов, либо коротенькие турне по клубам для русскоязычных же жителей. И, пожалуй, за всю тысячелетнюю историю русской музыки, из всех певцов (музыканты и оперные певцы не в счет) только Гребенщиков и Тату, плюс недолго проживший коллектив "Парк Горького", выступали для иностранцев и имели успех. Да и тот оказался очень коротким.

Этим и закончилась так и не начавшаяся история о том, как русская песня запад покоряла.
Previous post Next post
Up