Древний Египет. Боги, символизм и функциональный конструкт
Oct 22, 2015 16:22
Одна из крупнейший проблем с богами Египта заключается она в функциональной значимости каждого бога. Конечно, были боги, которым приписывалась не одна функция, а сразу несколько... и вот тут начинаются проблемы.
[Так что же там такого с Древними египтянами и их богами?]Пойдём с начала: египтяне, как и многие древние люди отождествляли богов с животными. Поэтому первыми богами были именно животные. И только потом, в поздний додинастический период боги становятся людьми с головами животных. Но это долгая история, перейдём к интересному: Из-за того, что Египет не сразу стал большой и могучей империей под началом фараона, а сначала был разрозненным набором государств, в каждом из них возник свой уникальный миф о творении и, соответственно, каждый город имел своего бога-творца. Но вначале был хаос - холодный океан Нун под тёмными небесами, в этом, слава Богу, соглашаются все.
Далее у нас есть несколько центральных городов: Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы. В каждом из них чуть-чуть свой взгляд на генезис: у Гелиополя из Нуна вышел Атум, который осеменил себе рот и сделал первую партию богов.
У Мемфиса был Птах, который воплотился в божество силой мысли, а потом, нарекая имена богов, он воплощал их просто силой слова. У Гемополя в Нуне изначально плавало аж 8 богов, которые создали яйцо из которого появился Ра и осветил собой весь мир. Что было в Фивах - фиг поймёшь.
А теперь, внимание, проблема. У египтян было очень много богов - больше 50-ти. И при этом, каждый бог в той или иной степени был воплощением другого бога. Поэтому часто, читая мифы, например, о хитрой Исиде, откуда-то, внезапно, вылезает Тот. А вылезает оно потому что Исида, чтобы сделать свою работу лучше и умнее, ассоциирует себя с Тотом. И так везде, так постоянно! Это - одна из самых сложных задач, когда читаешь мифы древнего Египта: понять, в какой момент бог выступает от своего лица, а в какой момент другой бог ассоциирует себя с этим богом и, фактически, им становится.