За свои 25 лет я успел побывать на трёх заводах. Самым первым моим заводом - был хлебный комбинат, куда мы приехали со школьной экскурсией. Но это было давно и единственное, что я помню - это гигантская витая горка, по которой батоны съезжали со второго этажа. Второй завод - уже когда я работал, это был завод по производству детского питания Данон. Там было, конечно, интересно, но большая проблема в том, что нет никаких движущихся механизмов, всё закрыто, ничего не видно. Единственный робот занимается сортировкой и упаковкой бутылочек по пачкам.
Третий завод был уже чем-то особенным. Мне удалось прокрасться на пивное производство - гигантские чаны со смотровыми окошками, бродильни, перегонные кубы, короче, круто!
Но вот, в минувший вторник, меня пригласили на завод, который занимается сборкой машин Volkswagen в Калужской области. И это было нереально круто!
(офигенную фотку честно спёр у
Virusog
Естественно, первое, что ожидает нас на заводе - это КПП и предупреждение, что на заводе стоит быть осторожным, ничего не вносить, не выносить, особо не трогать =). И сразу становится понятно, что на заводе, помимо русских работают ещё и немцы.
Завод состоит из нескольких корпусов, в которых происходит сборка, технический контроль, покраска, штамповка деталей (да! Тут сами штампуют детали!) и, в 2015 году планируется открыть корпус, где будет проводиться сборка двигателей
Тут же стоит образец двигателя, который будут производить в этом корпусе:
Сразу после входа, нам провели небольшой ликбез, показали центр медицинской помощи (видимо, на всякий случай) и вкратце рассказали о стратегии и планах на ближайшее будущее.
Стоим втыкаем =)
Основной момент, с которого я был просто в восторге - это всестороннее поддержание экологических стандартов. Вот тут можно посмотреть на плакат с их планами до 2018 года. Надо сказать, что это работает на всех предприятиях Volkswagen в мире. Основная задача - снижение потребления энергии и воды на 25% и сокращение вредных выбросов также на 25%
И тут же нас привели к первому цеху - тут занимаются сборкой отдельных элементов корпуса. При нас товарищи, с помощью сварочных клещей соединяют двери. Выглядит это просто потрясающе! Искры летят во все стороны, гигантские клещи движутся, как в ритме вальса, аккуратно и уверенно касаясь металла в нужных местах. Всего момент и две разных детали сливаются в одну!
Каждая такая клещща (бгг) весит от 70 до 170 килограмм, в зависимости от назначения. Но, благодаря системе балансиров, на руки приходится всего около 5 килограмм нагрузки, что позволяет работникам без устали заниматься сваркой!
Я тут снял 2 видео, чтобы было понятно, как это выглядит:
Click to view
Click to view
Прямо тут, в коридоре стоят элементы корпусов, готовые к сборке:
Ну или лежат в контейнерах:
После того, как мелкие детали сварены в более крупные, начинается масштабная сварка, которую выполняют роботы. Вообще, на завде трудится более 100 роботов, которые выполняют самую разную работу - начиная от сварки и покраски, заканчивая мелкими задачками. Но перед тем, как робот начнёт всё сваривать, корпуса нужно установить в нужном месте. Для этого специально обученный сотрудник завода предварительно соединяет элементы на специальной стойке
После чего за дело берутся роботы! У меня даже видео есть. Знаете, это так чудно и необычно, когда только что всё находилось в неподвижном положении, и вдруг, как по мановению волшебной палочки, механизмы приходят в движение!
Видео для пущего впечатления - полный цикл сварки занимает всего около полутора минут (мои безумные комментарии присутствуют):
Click to view
Отдельно к машине привариваются крыши. Причём, делается это двумя способами, в зависимости от модели авто. В некоторых случаях, сначала варят корпус, потом надевают крышу и сваривают её отдельно.
А для некоторых моделей, сваривают всё одновременно, при этом крыша припаивается к корпусу с помощью лазера! Естественно, в производственное помещение нас не пустили, но там есть специальный телевизор для контроля над процессом. На фотке ниже, в левой части корпуса синяя искра - вот это и есть лазер.
Чтобы боковины не отвалились от корпуса до сварки, их крепят на специальный состав (видимо клей). Я подозреваю, хотя этого нам не говорили, что он также служит герметиком, в том случае, если в сварном шве будут брешь или неточность.
Готовые корпуса уходят в цех покраски. Туда нас не пустили, потому как там поддерживаются специальные условия, которые обеспечивают сохранность краски и равномерное нанесение.
Красят машины, опять же, роботы.
Общий вид на конвейер, пока мы идём к следующему этапу - где пустые корпуса начиняют детальками.
Автомобили по цехам перемещаются на двух уровнях - наземному, где с ними работают сотрудники, и верхнему, где происходит просто транспортировка между отдельными «районами» завода или ленты. На кадре ниже - автомобильные корпуса, которыми играют в пятнашки после цеха покраски. Дело в том, что собирают их в разнобой, в зависимости от заказов. Проще говоря, у них есть цветовая очередь, и автомобили собирают согласно с ней.
На финальной сборке работают уже только люди. Единственный робот занимается нанесением клея на стёкла и то, только потому, что он делает это быстро и точно, тогда как человек может налажать. Вот он, на кадре снизу:
Тут же располагается огромный склад запчастей - всё, чтобы пустой корпус сделать действующей, рабочей лошадкой!
Нет, я просто бесповоротно испорчен…
Складская зона чем-то напоминает склад самообслуживания ИКЕИ - бесконечные стеллажи с гудзами!
Для внутренней сборки используется нанокресло! Это нечто чумовое - человек сидит на кресле, которое вращается практически на 360 градусов у него там закреплены все необходимые инструменты и детали. Кресло без труда забирается прямо внутрь корпуса, когда тот проезжает мимо по конвейерной ленте:
И вот, готовые корпуса движутся по конвейерам ждут своей участи =)
Наконец, нам показали сокровенное действо! Оно называется «Свадьба» - это процесс, при котором кузов автомобиля соединяется с ходовой. Мы долго спорили, кто в таком случае является мальчиком, кто девочкой, но мнения разошлись… Вот, опять мои глупые комменты и видео процесса:
Click to view
После того, как машина полностью и окончательно собрана, происходит контроль качества - все машины проверяют на наличие вмятин, каких-то ошибок сборки и всего чего бы то ни было. Ещё на заводе существует специальная процедура аудита - когда автомобили проходят независимую оценку - как от лица покупателей. Автомобили для аудита выбирают рандомно из всей партии.
Вооот… общее впечатление от завода - более чем восторженное! Роботы, летящие искры, лазеры! К слову, работают на заводе не только русские, но и немцы, правда, в основном (если не полностью), на руководящих должностях - менеджерами. А что касается обычных рабочих, они работают в 3 смены (по 8 часов) и приезжают сюда со всей Калужской области. Завод пускает специальные автобусы, которые ходят на расстояние до 70 (или 170, я не уверен) километров и собирает рабочих из деревней и посёлков, в которых они обитают.
Ещё несколько интересных цифр. Завод от состояния «чистое поле» до первой выпущенной машины был собран за 13 месяцев. В настоящий момент производственные мощности позволяют выпускать до 670 автомобилей в день, при этом среднее количество выпускаемых авто - 620.
Работникам завода предоставляется скидка до 15% на новые машины.
Завод располагается на территории индустриального парка Грабцево, куда, помимо завода Volkswagen входит ещё и завод Berlin-Chemie. Вот примерно так он выглядит на карте: