Январь. Отпуск. Часть 3. Стокгольм. Васа

Jan 21, 2014 10:21

Сегодня хочу рассказать про своё самое сильное впечатление от поездки. Это, естественно, музей-корабль Васа. Я очень много о нём слышал, многие рассказывали, как там круто, но я, как обычно, воспринимал это так, ну музей и музей. Оказалось, всё куда круче. Военный корабль Васа, названный в честь правившей династии, должен был стать самым крупным и тяжеловооружённым судном шведского флота в 17 веке. Но, из-за амбиций короля Густава II Адольфа, которых захотел навесить на него БОЛЬШЕ ПУШЕК!!!! корабль превратился в огромную, неустойчивую посудину, судьба которой стала весьма печальна.




Что же случилось: Король реально хотел сделать корабль, который переплюнет всё, что было построено до этого. При этом он сам утвердил все размеры и параметры корпуса (главный кораблестроитель, в тайне от короля сделал корпус почти на 3 метра шире), но желание добавить аж 2 дополнительные палубы пушек сыграло с Васой злую шутку. 10 августа 1628 года, корабль вышел в бухту, дал торжественный салют из собственных пушек и направился в сторону базы Эльвснаббен, где должен был состояться торжественный запуск в плаванье. Но Посейдон решил, что не бывать этому. Пройдя всего лишь 1,5 километра, порыв ветра накренил флагман и тот черпанул воды, открытыми пушечными люками. Уже через несколько минут вся громадная посудина скрылась под водой, унеся с собой жизни 30 человек. Собственно, к нему ныряли только однажды - достать дорогостоящие пушки со дна, а после этого к кораблю потеряли интерес, плюнули на него и о его месте крушения забыли.




Спустя 333 года, в 1968 году, корабль обнаружили и решили поднять. Оказалось, что Васа сохранился на удивление хорошо! Его не повредили морские обитатели, а отсутствие кислорода законсервировала древесину. Корабль благополучно подняли, долго травили химикатами, а потом сделали из него музей, построив специальное здание, где поддерживается температурный режим и влажность определённого уровня. Музей состоит из 5-ти этажей, которые позволяют ознакомиться с судном со всех сторон, на всех уровнях - начиная от точки, где он касался воды, и до мачт (к сожалению, мачты сохранились только до уровня брамселей).




Удивительно, что при всём огромном количестве судов, Васа - единственный в своём роде, кто нормально сохранился до наших дней. Конечно, на нём есть куча деталей, которые были восстановлены - всё-таки, 300 лет под водой - это тебе не за хлебушком сходить... А представляете, какого это было... тогда, потерять судно, которое должно было стать основной мощи флота, непобедимым и страшным противником, от простого порыва ветра. Как было обидно всем конструкторам и резчикам, которые потеряли свои творения...




Одна из самых удивительных частей Васы - это галереи в задней части корабля. Я сначала подумал, что это православный храм вырос. Но потом прочитал, что это специальная конструкция, в передней части которой размещалась ещё одна пушка для стрельбы вперёд (хотя я мне очень ярко представляется косорукий канонир, который всаживает ядро прямо в борт корабля), а сами галереи используются матросами для стрельбы по противникам с ближней дистанции. К сожалению, фотографии самого судна у меня не сохранилось (не знаю куда она делась, я точно помню, что фоткал), но вот фотография этой части судна на крупном макете:




Ну и, последняя фотография, просто чтобы понять масштаб. Понятно, что фотография "Я и борт" были бы бессмысленны, т.к. кроме нескольких досок в боковой части сфоткать бы ничего не удалось. Поэтому креатифф - Таня и якорь :)




Общий итог - это место, которое стоит посетить в обязательном порядке! Будете в Стокгольме, наплюйте на музей Аббы, на Норд-центр, на всё, что угодно, но в Васу сходите обязательно! :)

Васа, Шведция, Стокгольм, Отпуск, Музей

Previous post Next post
Up