В минувшую среду,
как я уже упоминал ранее, мне удалось посетить лекцию в Пушкинском Музее Изобразительных Искусств, посвящённую художникам-прерафаэлитам. О лекции мне рассказала жена, которая, в отличие от меня, живописью активно увлекается, заодно прояснила мне, кто это такие, и почему я должен на них посмотреть. Дело в том, что я люблю неожиданные и интересные детали. Так и у них: за каждой картиной, за каждым движением и действием, стоит свой особый смысл, своя история. Начиная со знаменитой на весь мир Офелии, заканчивая портретами одних прерафаэлитов руками других.
На самом деле, лекция предваряла нечто большее, чем просто презентацию картин и рассказ их истории. Дело в том, что в июне, в ГМИИ им. Пушкина открывается крупная выставка прерафаэлитов, которая до этого уже успела посетить США и Великобритании. И сейчас, как нам по секрету рассказали представители музея, едет к нам в расширенном виде. Дело в том, что помимо чрезвычайно известных картин, которые находятся во владении художественных галерей и музеев, большое количество работ и графики находится в частных коллекциях. Собрать большую часть картин для экспозиций удалось благодаря поддержке Фонда «Искусство, наука и спорт» Усманова. К слову поддержка Фонда позволила организовать и цикл образовательных лекций, которые проходят перед выставкой для взрослых и детишек.
Конечно, самой известной картиной на предстоящей выставке станет «Офелия» Джона Эверетта Миллеса. Создание этого шедевра было сопряжено сразу с двумя историями: для начала, когда Миллес писал пейзаж (основой послужила природа у реки Хогсмилл в графстве Суррей), сильным ветром его и холст постоянно норовило снести в реку; ему грозил арест и, возможно, штраф, за незаконное вторжение на посевные угодья… А вторая часть истории связана с натурщицей Элизабет Сиддал, которая позировала для Офелии, находясь в ванной, которая должна была подогреваться свечами. Но в какой-то момент свечи погасли, а Миллес находился в таком ажиотаже, что натурщица не решилась беспокоить его. Всё это кончилось, когда несчастная Сиддал, от холода и утомлённости начала терять сознание и, ко всему, сильно простудилась. Художнику, под страхом судебного иска, пришлось оплатить 50 фунтов за услуги врачей, которые ставили её на ноги.
Но в итоге, нам досталось настоящее произведение искусства, полное краски, чувственности и Бог знает ещё чего (многие исследователи видят в картине черепа, какой-то страшный символизм и прочее ).
Такое можно рассказать практически о каждой картине братства прерафаэлитов. На лекции нам весьма подробно разъяснили некоторые аспекты ранней деятельности этих художников, которые вызвали настоящий бум английской живописи. К сожалению, сами картины нам посмотреть не удалось - выставка открывается 11 июня.
Что интересно, в приватной беседе, нам рассказали, что на самой выставке будет широкая информационно-развлекательная программа, которая не даст скучать не только ценителям высокого искусства, но и детишкам и всем желающим. Подробностей не раскрывали, но пообещали, что скучно не будет никому.
К слову, это уже не первая выставки Пушкинского Музея и фонда «Искусство, наука и спорт». В 2008 году, их усилиями, Москву уже посещали шедевры другого, не менее известного художника с Туманного Альбиона - Уильяма Тёрнера. Тогда, согласно данным музея, выставку посетило несколько тысяч человек и оставила значимый след в культурном обогащении жителей столицы.
Действительно, если задуматься, не так много британский живописцев мы знаем. Если ты не специалист, то наверняка слышал о Тёрнере и, возможно о Блэйке, но тоже, как о поэте, а не художнике. А тут у нас появится возможность познакомится с целым братством, которое жило и работало во второй половине 19 века! Надеюсь, что мне представится возможность посетить выставку и посмотреть на их картины А пока вот несколько работ:
Нравятся ли вам их яркие цвета и колоритные образы? Заметили ли вы обилие деталей? Как считаете, стоит ли Пушкинскому Музею продолжать привозить в Москву подобные выставки?