Мой друг иконописец в середине 80х решил стать священником. Точнее не решил, а старец Иоанн Крестьянкин его благословил. Будущий батюшка - натура творческая, тонкая, ранимая и, зачастую, неуравновешенная. Сложности с рукоположением его, понятно, сильно возбуждали.
Сложности, в те советские годы, исходили в основном от уполномоченных по делам религий. Без их согласия рукоположение произойти не могло. Некоторые, отдельно взятые уполномоченные вообще не пропускали кандидатов в священники во вверенных им областях, даже самых надёжных и безвредных (т.е. алкоголиков, бабников и стукачей), а не то, чтоб московских художничков с явными признаками увлечённости всяческими церковно-некоммерческами начинаниями с хипповым прошлым. Поэтому, другу моему было из-за чего нервничать. Он ходил из угла в угол, теребил то чётки-лестовку, то волосы, то нервы окружающих. Чаще всего звучало в эти дни магическое «УПОЛНОМОЧЕННЫЙ». Слышал это его сынишка подросток (сейчас уже лысеющий дяденька). И после нескольких дней терпеливого молчания спросил-таки:
- А КТО ЭТО? УПАЛ НАМОЧЕННЫЙ?
Долгожданная разрядка наступила. Выражение стало крылатым. А друга -иконописца позвали-таки рукополагаться. Уполномоченный разрешил.
Уполномоченных давно нет, конечно, далеко не все из них «упали намоченными». Многие вполне себе выплыли. Помнится, один работник Совета по делам религий, у которого я подписывал разрешение на печать брошюрки с житием и акафистом ( до 91го года без печати «Совета» ни одна типография не имела права печатать религиозного издания), через пару лет, в как бы уже свободной от Совка России, всплыл на «православной» радиостанции , в качестве «историка».
А кого не надо, не очень надёжных и проверенных, не слишком послушных и «понимающих», теперь небезуспешно отсеивают всяческие церковные еп. работники и еп. комиссии, без помощи устаревших «уполномоченных». Проколы в их работе, конечно, тоже бывают, но стараются они не хуже своих предшественников из «Совета по делам…»