Из истории национал-большевизма

Aug 20, 2022 22:53





Серебряников, снимающий фильм о Лимонове, говорит, что мы живем в его сне. Владимир Пастухов называет нынешнюю политику-идеологию Кремля Национал-большевизмом, украденным у создателей, при этом само явление в оригинале он называет религиозным , суицидальный сектой ( я , кто помнит, с самого начала говорил о суицидально-апокалиптической секте, правда, не связывая ее с национал -большевизмом. ). Насколько Пастухов прав и кремлевские жители действительно лишь используют, а не уверовали, сомозагипнотизировались от собственной пропаганды я судить сейчас не возьмусь.

Зрел национал-большевизм ( с другой стороны можно назвать его и русским фашизмом, по сути это слияние ультра-левого с ультра-правым) в 80-90е в разных местах и имел различных независимых друг от друга мыслителей и сторонников. При этом совсем уж маргинальные и во многом интересные , искренние и симпатичные праотцы-романтики из 70х, известные как только в узких кругах, такие как Е. Головин или о. С. Красовицкий, были подчёркнуто антисоветскими, т.е правая составляющая была в них заметно сильнее. Все изменил Э. Лимонов и отчасти Е. Летов в 90е, развернув левый фланг. Собственно, они двое , плюс А. Дугин и начали вполне сознательно и поначалу в содружестве начали разрабатывать тему ударного право-левого национал-большевизма и распространять ее в народ. Дугин, будучи фигурой менее публичной, в пропаганде массам отставал, но зато в отличии от откровенно тогда, в 90е пробольшевистских Лимонова и Летова, углубил теорию в сторону имперства и соединил с коренными для русского православия мега-мессианским вИдением себя, как 3го Рима, расширив опять же вправо.

Вернёмся к суицидально-апокалипсическому комплексу, как основе того, что в данном случае мы называем национал-большевизмом. Кажется, у Лимонова его было меньше, Дугин и Летов привнесли его в более заметной степени. Дугин и впрямь умеет миксовать, соединять различное. Будучи учеником оккультиста и фашиста-романтика Головина, он удачно соединяет фашистский культ смерти ( у большевиков он не был развит до такой степени) с апокалиптическими христианскими ожиданиями, и вот вам рабочий « вирус» с высокой степенью заразности! Выскочить психологически из внутреннего сектантства такого уровня непросто.

Интереснее с Летовым. Будучи ярым антисоветчиком- анархистом в 80е, он становится поклонником Ленина в 90е. Суицидальное начало у него являлось фактически частью личности, ведь он был в детстве свидетелем самоубийства собственной матери. Но постепенно, не без сильного воздействия психоделического опыта, он отходит от философии национал-большевизма или русского фашизма. Наверное, некоей поворотной точкой было его необычное самокрещение ( будучи в Израиле на гастролях в начале 00х, он хочет креститься, видит весь коммерческий дух совершения оного там у православных и решает крестить себя сам в Иордане) . В последние годы жизни он называл себя и эко-анархистом и в апокалиптическом ближайшем будущем не сомневался. В одном из последних интервью он говорил: “Происходит уничтожение биосферы в виде человечества. Трагического в этом ничего нет. Вид жизнедеятельности, коей является цивилизация, подошел к концу. Это настолько очевидно, что ясно любому. В течение долгих времен наша планета претерпевала чудовищные катаклизмы - Земля выгорала, покрывалась льдом. Тем не менее жизнь продолжалась - возле горячих источников, где-то под землей… Наступит новый виток. Я не думаю, что это будет человечество, скорее всего, появится какой-то новый вид живых существ, совершенно не похожий на человека, и это меня радует!”

Мне лично важно и интересно видеть на его примере, как суицидально-апокалиптический комплекс оказался не проводником в казалось неминуемую пропасть, а период пути к лучшему и светлому, главенство смерти уходит даже при ожидании скорого апокалипсиса, превращаясь почти в библейское ожидание Нового, лучшего мира. Только ли из-за психоделиков у него так вышло? Не думаю, первенство желания внутреннего преображения важно, человек был для него всегда важнее власти, и в этом анархистская сущность Летова, рейд в национал-большивизм был для него этапом этого пути, защитой от ухода в буржуазное мещанство, соблазн ушел и он продолжил, и славно завершил свой путь. Что я желаю и всем попавшим под суицидально-апокалиптические чары национал-большевизма.
Previous post
Up