Гетеры. Часть 2

Dec 25, 2014 00:58

Оригинал взят у id77 в Гетеры. Часть 2
Аспасия или по-другому Аспазия родилась около 470 года до н.э. в Милете, полисе находившемся в Ионии, на западном побережье полуострова Малая Азия. Отец ее Аксиох считался человеком выдающегося ума, одаренного всевозможными талантами в области наук и красноречия. Свою дочь он не зря назвал именно так (Ἀσπασία в переводе с древнегреческого означает любимая) и с детства старался дать дочери самое лучшее образование. Выросшая красавица с независимым взглядом на большинство аспектов бытия, умная, прекрасно владеющая словом не могла не раздражать жителей Милета, который хоть и считался культурным центром античности, достаточно вспомнить уроженца города философа и астронома Фалеса, однако отличался излишней строгостью и консервативностью взглядов. Да и Аксиох отличался умом, но не знатностью и богатством.


Аспазия, собственной персоной


Посему Аспазия вынуждена была отправиться сначала в Мегары, из которых по непонятной причины была изгнана, а потом в Афины, в сопровождении нескольких подруг и служанок, где открыла публичный дом, а сама стала вести жизнь гетеры. За какой-то год ее «салон» (давайте называть его так) сделался одним из самых интересных мест культурной жизни Афин. Там можно было встретить Софокла, Ксенофонта, Еврипида, знаменитого скульптора Фидия, Геродота, говорят, захаживал даже Гиппократ и еще многих других известных людей. И вовсе не прелести дам привлекали блестящие умы Афин в это злачное, в общем, то место, а личность Аспазии, ее красноречие, образованность, нетривиальный взгляд и храбрость в оценках. Что там говорить, если по легенде даже Великий Сократ, к тому времени еще молодой камнетес, работавший на Фидия и мечтавший стать великим скульптором и архитектором, забросил свои занятия и начал учится ораторскому искусству у Аспазии. Собрался некий клуб по интересам, участники которого обменивались мнениями обо всем на свете и беседы были очень занимательны. Причем самое интересное, что клуб этот не был исключительно мужской прерогативой, так как по просьбе Аспазии великие мужи начали приводить и своих жен, и женщины сначала робко, а потом все более уверенно высказывались на те или иные темы, следя за смелостью мышлений хозяйки дома. А хозяйка дома, напомню, была гетерой и содержательницей притона, так что подобные собрания очень и очень удивительны.


Одно из 7 чудес Света - статуя  Зевса Олимпийского. Работа великого Фидия

Слава «клуба по интересам» стала настолько громкой, что Сократ и Фидий однажды на его "заседание" пригласили не кого-нибудь, а самого Перикла, военного и политического лидера Афин, блестящего полководца и оратора. Несмотря на существенную разницу в возрасте (где-то около 23 лет) Перикл серьезно увлекся Аспазией. Настолько серьезно, что в 449 году развелся со своей первой женой Телезиппой (выдав ее по устоявшиеся традиции сразу же замуж за другого) и предложив руку и сердце Аспазии. Та была чужестранкой, и поэтому брак этот не считался заключенным по афинским законам, но фактически гетера стала «первой леди Афин». Однако несмотря не на что они жили вместе, и Аспазия родила Периклу сына, названного в честь отца. Она всячески помогала великому афинянину, делая его имя еще более привлекательным для потомков, а Афины лучшим из городов. Так, например, по совету Аспасии её муж пригласил в Афины философа Анаксагора из Клазомен (ионийского полиса), и тот, по мнению Плутарха, «…придал его характеру высокое достоинство». Говорят даже что одну из своих знаменитых речей «Sophist» Перикл написал чуть ли не под диктовку Аспасии.
Перикл любил свою «незаконную» жену - и всячески это показывал. Например, в нарушение всех обычаев и общественной морали он прилюдно целовал ее.


Перикл выступает перед гражданами

Всем этим не могли не воспользоваться враги знаменитого политика, коих у него и так было немало. А наличие рядом Аспасии только усугубляло его шаткое положение. Как только не называли милетянку - Герой Олимпийца Перикла, а также Омфалой и Деянирой нового Геркулеса. Плебес и вовсе не церемонился и называл ее шлюхой. Ее обвиняли в том, что Афины вступили в войну с жителями о-ва Самос из-за ее родного Милета. А Аристофан и вовсе говорил о том, что Пелопонесская война (!) загорелась вследствие похищения мегарцами некоторых из ее служанок. Перикл как мог защищал свою супругу и на словах и на деле. Когда суд обвинил Аспасию в непочитании богов (это из-за Анаксагора), и в сводничестве, в том, что она устраивала Периклу свидания со свободными афинянками в его доме, сам Перикл пошел защищать ее в суде и суд оправдал Аспасию. Хотя афинянам не было особого дела до нее - у черни и аристократии была цель побольше - сам Перикл. Был вынужден бежать из Афин Анаксагор, затравили и отправили в изгнание Фидия, самому Периклу пришлось отвечать по надуманным обвинениям. Все это подкосило здоровье великого человека. Во время моровой эпидемии (возможно чумы) в 420 году до н.э.


скултптура Сократа около академии в Афинах

Перикл умер в Афинах. С его смертью закончился период наивысшего расцвета греческого полиса.
А что Аспасия? Она тяжело переживала смерть любимого мужчины. Однако вскоре снова вышла замуж за торговца скотом Лисикла (Лизикла). Человек этот тоже был незаурядный, а с помощью своей новой супруги еще больше развил в себя нужные качества, стал народным вождем и стратегом и отправился на войну. Но через полтора года погиб и он смертью героя. Также незавидная судьба ждала и сына Аспасии Перикла. В 406 году Перикл-младший в числе других стратегов командовал флотом, разгромившим спартанцев при Аргинусских островах. После победы буря помешала афинянам подобрать раненых и погибших. За это стратегов отдали под суд. Двое из них бежали, шестеро остальных, в том числе и Перикл-младший, предстали перед судом. В тот день, когда решалась судьба юноши, председательствовал Сократ. Видя явную предвзятость суда, он всячески оттягивал его решение, которое было принято лишь на другой день, при другом председателе. Молодой Перикл выпил в тюрьме яд цикуту. Смерть сына настолько подкосила Аспасию, что она уединилась в своем доме и через 5 лет умерла.


карта военных действий Пелопонесской войны

Так прервалась жизнь одной из самых ярких гетер в истории человечества. Однако не память осталось о ней в истории. И даже великие ораторы, жившие гораздо позднее Аспасии использовали ее технологии и красноречие. Вот, например тот же Цицерон оставил вот такой вот отрывок, под авторством Аспасии «Однажды Аспаcия спросила жену Ксенофонта, захотела бы та заполучить деньги своей соседки, если у той их оказалось бы больше, чем у нее самой. Жена Ксенофонта ответила положительно. Точно так же положительно ответила она на вопрос: "Захотела бы ты заполучить наряды и украшения соседки, если бы они оказались лучше твоих?" И только на третий вопрос - "Захотела бы ты получить мужа соседки, если бы он оказался самым лучшим мужчиной?" - жена Ксенофонта смутилась и воздержалась от ответа. Тогда Аспаcия стала вопрошать Ксенофонта. Он также пожелал бы иметь коня соседа, если бы он оказался лучше его жеребца, земельный участок, если он больше и плодородней, но также воздержался от ответа на вопрос: "Хотел бы ты иметь жену соседа, если она оказалась бы самой лучшей женщиной?" После этого Аспаcия сказала им: "Так как оба вы не отвечаете именно на то, что я больше всего желала от вас узнать, то я сама вам скажу, что каждый из вас думает. Из того, что ты, жена, желаешь иметь наилучшего мужа, а ты, Ксенофонт, наилучшую жену, я заключаю, что если вы сами в себе не достигнете, чтоб на свете не было ни мужа, ни жены лучше вас, то вы непременно, и тем усерднее станете искать вне себя того, что вам кажется наилучшим, и приложите все старания, чтобы стать - ты, Ксенофонт, мужем наилучшей жены, а ты, подруга его, женой наилучшего мужа». Просто, но мудро. В честь Аспасии назван астероид (409) Аспасия, открытый в 1895 году.


сказочные Афины Древности

Оставившей же наибольший след в истории гетерой я все-таки считаю Фрину Феспийку. Как и в случаях с Лаисой, гетер с именем Фрина было несколько, и важно указать какую именно имеешь в виду. Родилась она в 390 году до н.э. в небольшом городишке Феспии, что в Беотии, недалеко от Фив и при рождении получила имя Мнесарета (Μνησαρετή). Фрина же - это псевдоним, надо сказать не очень благозвучный (Φρύνη в переводе с греческого обозначает жаба), взятый для того, чтобы отпугивать злых духов и уводит сглаз. О семье и ранних ее годах практически ничего не известно, кроме имени ее отца - Эпикл, и того, что происходила она из бедной семьи. Она с детства была симпатичной, а в юности расцвела и превратилась в настоящую красавицу, настолько шикарную, что проезжающий мимо Феспии известный поэт Эвтиклес не только заметил ее, но и забрал с собой в богатые и блестящие Афины. Однако ветреный поэт вскоре наигрался с молодой и красивой девушкой и быстро к ней остыл. Быть бы ей обыкновенной проституткой, если бы не счастливый для нее случай.


Карта Беотии

Ее заметил один из богатейших людей Афин того времени некто Динас. Он помог молодой девушке получить хорошее образование, оплатил, по всей видимости, обучение в одной из школ гетер, а главное помог найти ей собственный стиль, некий шарм, от которого теряли голову как сильные мира того, так и обыкновенные обыватели. Обладая идеальными пропорциями тела, и фантастически красивым бюстом, Фрина старалась максимально укрыть свои прелести от жадных мужских взглядов и не обнажатся без лишнего повода. Исключение составлял лишь Посейдоновы и Элевсинские мистерии, в котором она была обнажена, играя роль богинь Афродиты и Диметры. Именно там ее заметил знаменитейший живописец древности Апеллес и настолько воодушевился, что она стала прообразом самой известной его работы «Афродита Анадиомена», сиречь Афродиты, выходящей из пены морской. Во всяком случае, так считает Афиней, а нам нет повода не доверять известному ритору: "Но еще более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями".


картина Г.И Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине".

Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены.»
К сожалению, картина не сохранилась, но о ее ценности можно судить хотя бы, что когда ее приобрел для себя Октавиан Август, то он простил долги жителям острова Кос, где она находилась на сумму эквивалентную 100 талантам. То есть 2,5 тонны золота. При нынешней цене в 1747 долларов за тройскую унцию сумма составляет около 140,5 миллиона долларов. Вот так то… И это мы говорим только о материальной стороне дела, а в творческом плане это полотно просто бесценно. Картина Апеллеса стала основой для целого ряда известных живописцев, начиная с Боттичелли и заканчивая Пикассо.


одна из вариаций  Афродиты Анадиомены  "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли

Но кроме Афродиты Андиомены имя Фрины связывают еще с одним по- настоящему великим произведением искусства - статуи Афродиты Книдской. Изваял знаменитейший скульптор Пракситель, коему позировала наша героиня, являющееся еще и по совместительству его любовницей. Статую заказали для своего Асклепиона жители острова Кос (замечательное, кстати, место) и мастер выполнил за эти деньги даже 2 скульптуры - одну одетую, а другу обнаженную. Консервативные жители Коса выбрали фигуру в одеяниях. Вторую же купили жители города Книд, откуда скульптура и получила название. Там ее установили в храме богини любви и красоты Афродиты. Писатель Лукиан, писал об этом произведении искусства: «Она стоит гордая, с легкой улыбкой. Богиня обнажена, и вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой. И так сильно искусство ее творца, что камень, твердый и неподатливый, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела». К сожалению скульптуры, также утеряны во времени, что обнаженная, что одетая.


вариант Афродиты Книдской

После этого к Фрине пришла настоящая всегреческая слава. Однако иногда это работало и против нее - появилось немало недоброжелателей, что попортило крови Фрине. Один из отвергнутых ей мужчин, оратор Евфий в 340 году обвинил ее в безбожии и развращении молодежи и великих умов. Очень серьезное обвинение, которое могло закончиться для нее смертью. Защищал ее давний поклонник, молодой, но уже опытный оратор Геперид. Тем не менее, его доводы не производили никакого впечатления на суд. Тогда он в качестве последнего аргумента он просто сбросил с нее одежду. Ее красота была столь прекрасна (и это в 50 лет!!!), что суд оправдал ее. В Элладе существовал особый принцип, называемый калокагатия, который можно сформулироватьпримерно так: «в прекрасном теле не может быть худой души, потому что внутренняя гармония отражается на внешности человека».


Фрина на суде. Современная картинка

Насыщенная судьба была у нее, яркая. Иногда она проявляла себя не с самой лучшей стороны, тогда когда за ночь, проведенную с собой, она назначила правителю Лидии такую фантастическую сумму, что он был вынужден даже был поднять в стране налоги, чтобы избежать торгового коллапса. А иногда была готова на героические подвиги - предложив жителям любимых ей Фив, восстановить разрушенные Александром Валиким в 335 году до н.э. стены этого города за свой счет. Каллистрат правда пишет, что гетера поставила условие, что на стенах будет установлена памятная таблица, в которой золотом будет написано: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Как бы там не было, жители поблагодарили Фрину и отказались, восстановив город сами.
Умерла Фрина в 330 году до н.э., оставив о себе шикарную и прекрасную память - 2 великих произведения искусства.


развалины Фив сейчас

Естественно на тех 4 женщинах, о которых я рассказал, не ограничивается список известных гетер. Можно вспомнить еще подругу Платона Археанассу, Герпилису, родившую сына Аристотелю, Мильто, Летала, Никарету и еще многих-многих других.
Спасибо за внимание!

Гейша_Кормилец

Previous post Next post
Up