В Древнем Риме был праздник плодородия в честь Юноны - богини брака и рождения, семьи и материнства, женщин и женской производительной силы, и Фавна - доброго, милостивого бога-духа гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога, родоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальной культуры.
Фестиваль проводился каждый год 15 февраля и начинался в пещере Луперкал (лат. Lupercal) у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима. Каждый год луперки, жрецы из патрицианской молодежи, собирались в этом гроте, где на специальном алтаре приносили в жертву молодых коз и собак. После ритуальной трапезы луперки разрезали шкуры жертвенных козлов. Обнажившись и прикрыв бёдра козлиной шкурой, что символизировало облик божества, они бегали по городу и стегали встречных кусками шкур. Женщины охотно подставляли тела под удары, так как считалось, что удар луперка (сравните - лупцевать, отлупить) дарует им плодовитость и лёгкие роды.
В этом празднестве отражалось соединение Божественного мужского и Божественного женского - союз Фавна и Юноны. Таким образом поддерживались гармония, баланс в каждом человеке и гомеостаз общества в целом.
(Гомеостаз - саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды. Гомеостаз популяции - способность популяции поддерживать определённую численность своих особей длительное время.)
Для раннеримского мировоззрения было характерным следование нравам и обычаям предков. Во II-I вв. до н. э. произошла девальвация древних традиции и ритуалов.
В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом - хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну, а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности.
Гомеостаз был нарушен. Римская империя стала слабеть.
Когда на римский престол всходит император Клавдий II, мечтающий вернуть силу и славу Риму, он приходит к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам - выходить замуж.
Так гласит Золотая легенда и я нашла этому подтверждение в одной из своих кармических расстановок - в прошлой жизни увидела себя воином, воспитанным в отрыве от женщин, жестокого, не знающего милосердия и сострадания.
То есть Клавдий II усугубил духовный дисбаланс и наоборот приблизил гибель Римской империи.
Святой Валентин, по всей видимости, был распространителем веры Христа, которая, по моей версии, прекрасно сочеталась с древним язычеством и как раз исцеляла возникший дисбаланс мужских и женских духовных энергий и функций.
Первых распространителей учения Христа преследовали и казнили направо и налево в те воинственные времена (тоже в кармической расстановке проживала подобную историю). А Валентин к тому же освящал брак любящих мужчин и женщин - шел наперекор запрету императора. Вскоре деятельность Валентина стала известна властям, его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении Валентин приобщил к учению Христа дочь надзирателя - Юлию. Вполне возможно, что они полюбили друг друга. Валентин перед смертью написал послание Юлии. Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года.
Так как гонения на христиан продолжались еще долго, да и запрет на проявление чувств сохранялся, то духовный подвиг Валентина был отражен его современниками-единомышленниками в названии записок, которыми тайно обменивались влюбленные - «ВАЛЕНТИНКАМИ». Это моя версия.
Согласно другой легенде, римский патриций Валентин, будучи тайным христианином, обратил в новую веру также и своих слуг и однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу все трое были задержаны стражей. Валентин как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письмо на бумаге в форме красного сердца, означающих христианскую любовь. Послание должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницу пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на казнь Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей.
Нынешней христианской церковью Святой Валентин не признается за святого.
В 1969 году празднование дня памяти св. Валентина как общецерковного святого было прекращено, а имя его удалено Римско-католической церковью в ходе преобразований календаря святых, по причине того, что о данном мученике нет никаких точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом.
Видимо, современная христианская церковь не признает ценность романтических отношений и чувства влюбленности, как основу для создания крепкого союза между мужчиной и женщиной.
А зря….
Так что, сегодня каждый отмечает своё: кто-то победу догмы над чувствами, кто-то победу любви над жестокостью, кто-то празднует влюбленность и романтику, как основу для создания союза мужчины и женщины.
А кто-то печалится об утерянных знаниях и грозящейся повториться истории… я, например.