Орфей поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу
[13]Орфи́зм - мистическое учение в
Древней Греции и
Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца
Орфея. Возникло ориентировочно в
VI веке до н. э. - к этому времени относятся первые орфические гимны. По утверждению
А. Ф. Лосева, орфизм «никак не моложе
Гомера»
[1]. Учение носило подчёркнуто
эзотерический характер, что сближает его с
пифагорейством и
элевсинскими мистериями. По некоторому мнению, орфизм стал прообразом более поздних
монотеистических религий, в частности, христианства, поскольку ознаменовал собой переход от многобожия к поклонению Единому Богу.
Орфики верили в воздаяние после смерти (также есть элементы
метемпсихоза), бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе (естество
Загрея-
Диониса) и злое (естество растерзавших его титанов) начала.
Джованни Реале и Д. Антисери выделяют следующее в ядро орфических верований:
а) В человеке временно пребывает божественное начало, некий демон (душа), оказавшийся в теле по причине изначального греха.
б) Этот демон не только предсуществует телу, но и не погибает вместе с телом. Он осуждён к реинкарнациям в последующих телах, и через серию рождений должен искупить изначальный грех.
в) «Орфическая жизнь» со своими путями и практиками есть жизнь уединённая и имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела.
г) Для очистившегося (посвящённого в орфические мистерии) в ином мире обещана награда, для непосвящённых - наказание
[2].
Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались
неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств.