Для любой крестьянской девушки обязательным этапом жизни считалось замужество. Ко времени замужества они были научены обрабатывать лен, прясть из приготовленных волокон нити, ткать из них полотно, шить, вышивать, плести кружева. Это были рядовые женские ремёсла, которым обучались в семье. С самого детства, как только девочка «научалась» держать в руках иголку, она с помощью сестер, матери, бабушки начинала шить и вышивать впрок приданое, готовить подарки будущим, пока еще неизвестным ей, участникам свадебного действа: жениху, свёкру, свекрови и другим. Тем не менее, когда подходило время свадьбы, подготовить необходимое количество подарков помогали подруги невесты. Иногда они переходили жить в дом ее родителей, торопясь завершить приготовление даров для жениха и его родни. «Материальное» воплощение магичности даров невесты, приготовленных для будущего мужа, мы находим в наиболее древних узорах, украшавших приготовленные дары, в архаичной технике их исполнения.
Одаривание новой родни происходило на разных этапах свадьбы: после «рукобитья», во время «вывода невесты за столы» в доме невесты, на «княжем столе» в доме жениха - на второй день свадьбы. Подарки от невесты в большинстве своём были сделаны её руками: узорное тканьё, вышитые рубашки, полотенца, закрайки. Они характеризовали невесту как искусную рукодельницу. Подарки жениха, напротив, были покупными и давали представление о его щедрости и финансовом положении. Чаще всего жених дарил невесте шкатулку (ларчик), где лежали ленты, украшения, иголки, румяна, белила, пудра, пряжки, куски мыла и прочее. Очень часто подарком жениха были башмаки-«штиблеты», чулки, украшения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи":
http://kizhi.karelia.ru] Обрядовое дарение предусматривало обязательное «ломание» гостей. Когда невеста на второй день свадьбы раздаривала большую часть подарков новой родне, гости «ломались» нарочно, чтобы заставить молодых целоваться. Когда жених «дарил» невесту, он три раза отводил от её рук шкатулку, чтобы она не сразу могла открыть её и увидеть подарки.
По ходу свадебного ритуала невеста неоднократно одаривала родственников жениха. Но особенным размахом отличалась раздача даров после брачной ночи время «княжего стола», когда одаривали всю родню мужа. Этому этапу свадьбы предшествовал привоз даров и приданого в дом его родителей.
Дары невесты - вышитые станушки, закрайки, полотенца, тканое льняное полотно и т.д. заворачивались в ткань, платки или бумагу и складывались в большие сундуки. Состав даров отличался традиционностью. В книге В.П.Кузнецовой и К.К.Логинова «Русская свадьба Заонежья конца XIX - начала XX вв.» приводятся сведения информатора из деревни Сельги Медвежьегорского района, согласно которым в начале века в деревне было принято дарить свекрови - 12 сорочек, свекру - постель (домотканый матрац) и полотенце, золовкам - по 2 сорочки, деверям - по полотенцу, дяде жениха - наволочку, тетке - сорочку, остальным по мелкому дару, например, по небольшому полотенцу. В Заонежье свекрови, крестной матери, сестрам жениха дарили сорочки, украшенные широкой нарядной вышивкой, свёкру очень часто - рубаху и закраек, жениху - хорошую рубаху и полотенце с широкой вышивкой. Большую часть даров представляли собой утиральники, станушки, отрезы «на рукава». Дары распределялись по стоимости в зависимости от родства. Наиболее близкие родственники получали более дорогие дары. О дарах договаривались ещё на сватовстве, известны случаи, когда за неимением определенного количества даров свадьба расстраивалась. Обмен дарами чаще всего происходил в свадебный день: в доме невесты, когда она обходила новых родственников с чаркой, даря подарки, её отдаривали, собирая «подмогу».
Приданое заонежской невесты.
Готовя дары своей новой родне, девушка одновременно приготовляла своё приданое. Состав приданого также отличался устойчивым традиционным характером. Его основу в Заонежье составляли, во-первых, одежда и обувь, во-вторых, постельные принадлежности и полотенца, в-третьих, бытовые вещи и орудия труда: посуда, самовар, прялка, ткацкий стан и т.д., в-четвёртых, скот, при этом обязательно давали корову (нетель) и овцу. Среди постельных принадлежностей невесты обязательными были ватное одеяло и несколько лоскутных, а также одеяльница - своеобразный конверт, сшитый из овчины, в который вкладывали ноги. В состав приданого обязательно входила «посажная икона», чаще всего, с изображением Богородицы, и образник. Безусловно, зажиточные крестьяне давали невесте больше одежды, нарядов (часто покупных), денег… Кто-то получал в приданое ещё и кур, кто-то пчелиные ульи и т.д. Так, например, Е.И.Жарникова (1921 г.р., д.Жарниково) со слов матери рассказывала, что зажиточные крестьяне в приданое давали невесте «сундуки» (всё, что успела для себя сделать), «поляну» (кусок земли) и машинку Зингер. Институт приданого был очень важен экономически, ибо в дом мужа приходила не просто работница, а «дольщица», вкладывающая свою «долю» в общее хозяйство. Именно приданое составляло экономическую основу личной независимости и авторитета замужней женщины.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи":
http://kizhi.karelia.ru] Приданое невесты теснейшим образом было связано с дарами. Они и готовились вместе, и привозились практически одновременно. В день свадьбы, в то время, когда жених с невестой ехали в церковь, часть приданого - икону, постельные принадлежности, наряды - везли в дом жениха. Отвозили также и дары для родственников мужа. Большую часть приданого привозили через неделю после свадьбы, во время «хлебин». В хлебины уводили в дом молодых подаренный скот, при этом на рога коровы вешали полотенце, шею овцы украшали яркими лентами, чтобы было видно, что это часть приданого. Невеста увозила из родного дома ткацкий станок, щети для чесания льна и шерсти, прялку (самопрялку) и т.д. Все предметы, входящие в состав приданого, назывались «посажными». Их везли в «посажных» сундуках.
Приложение.
Сведения о приданом и дарах заонежской невесты (По материалам дореволюционной печати, архивным и экспедиционным источникам).
В книге В.Д.Лысанова «Досюльная свадьба», изданной автором в 1916 г. в Петрозаводске, свадебный обряд Заонежья пересказан в виде пьесы из народной жизни. О приданом невесты в ней говорится следующее:
Мать невесты: «Все как надо: и коровушка и овечка будет (крову и овцу всегда дают в приданое - примечание автора), есть шуба штофная, поднизь жемчужная, серьги, шесть сарафанов, 12 станушек с рукавами с прошивками и все у самой невесты вышито».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи":
http://kizhi.karelia.ru] О свадебных дарах: «Подарки? Знамо какие, ведь уж шелковых материй нам негде взять, а подарили свёкру кумачну рубашку, да ситцеву рубашку, да настилальник; свекровушки - есть сатин хорошой горошком, да 4 станушки, да платок на голову», «А вам (зятьям - К.Р.) - по рубахе кумачной, да по утиральнику; кресному - тоже, а золовкам - по рубахе, по рукавам, да по платку» [12 , с.31] .
О том, когда происходило дарение и показ приданого в пьесе говорится следующее:
- дарение невесты её родственниками. Перед уходом в церковь - к венцу - невеста прощается со своими родителями и родственниками, которые дают ей «подмогу», т.е. дарят её вещами и деньгами, кто чем может.
- увоз приданого. Когда жених с невестой уезжают к венцу, отец и мать невесты едут прямо в дом жениха, «куда везут и приданое невесты».
- дары невесты своей новой родне. На второй день свадьбы, после бани, «бывает завтрак, во время которого молодуха дарит свекра, свекровь и родных жениха» [12 , с.118-119] .
Источник