Первые упоминания о ветряных мельницах датированы еще 1750 годом до н. э. в законах вавилонского царя Хаммурапи. В средние века они были очень популярны в Европе. В каждом регионе мельницы имели свои архитектурные особенности. У кого-то лопасти крутились параллельно земле, как паруса, у кого-то строение было похоже на усеченный конус. А в Испании мельницы строились в виде цилиндра с конусообразной крышей, которая вращалась вокруг своей оси для ориентирования лопастей по ветру. Внутри каждая имеет по три этажа: на первом обычно был склад, на втором забирали готовую муку, а на третьем - жернова и механизмы. Традиционно их каменные стены красились в белый цвет.
Даже если сравнить ветряные мельницы из музея «Пирогово» под Киевом с испанскими собратьями, то в глаза сразу кидается разительные особенности построек. Для того чтобы сравнить их мне пришлось преодолеть 2500 км.
Неудивительно, что испанские и украинские строители использовали разные материалы для возведения стен мельниц. Да и форма построек у них совершенно разная получалась. Похожи они лишь наличием лопастей и одинаковой функцией. И то на островах Испании мельницы использовали не только для измельчения пшеничных зерен в муку, но и для поднятия воды из глубины на поверхность. Трудно себе представить, но испанцы использовали их как привычные нам водяные насосы. Мельницы служили важным элементом экономики Балеарских островов до конца прошлого века, так как использовались еще при добыче соли и в работе гончаров.
Первую из них я увидела на экскурсии по старой крепости Далт-Вита в Ибисе-Таун. Взобравшись на самый верх средневекового города мне открылся вид на город и порт. И на соседнем холме стояла белая мельница с шестью лопастями. Это отличительная особенность островных мельниц. На континенте у них обычно встречаются четыре лопасти.
На острове Форментера я видела две из трех сохранившихся мельниц, которые стали уже знаменитыми туристическими объектами. Не только благодаря своим ценным функциям для жителей острова, но и благодаря их созерцателям. Дело в том, что именно одна из этих ветряных мельниц вдохновила группу Пинк Флойд в 1969 году на создание саундтрека к фильму “More”. На обложке пластинки с саундтреком изображена испанская ветряная мельница с плато la Mola на острове Форментера.
А началось массовое строительство мельниц в XVI веке благодаря испанскому доминированию над Нидерландами. Тогда множество мельниц появилось на материковой и на островной Испании. Скорее всего, новые конструкции не сильно нравились простым испанцам, ведь сам Дон Кихот сражался с ними, как с монстрами или чудищами.
И пусть знаменитый рыцарь Дон Кихот выдуманный собирательный образ в романе Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», но его отношение к мельницам как нельзя тонко передают нам консервативные настроения простых испанцев. Крылатое выражение “битва с ветряными мельницами” стало синонимом бессмысленных действий, как сопротивление научно-техническому прогрессу со стороны героев романа.
Говоря о Дон Кихоте и его верном оруженосец Панчо Санча нельзя не вспомнить, то самое поле битвы с громадными чудищами. Оно расположено в регионе Ла-Манча в середине Испании. Там сохранилось всего 10 ветряных мельниц, которые недавно отреставрировали. А к 500-летию выхода романа открыли новый туристический маршрут "Дорогой Дон Кихота". Но этот путь пройдут не многие туристы, так как протяженность маршрута составляет аж 2,5 тысяч километров. Не многие любители романа способны на такой подвиг.
Этот и другие мои испанские посты публикуются в разделе о путешествиях от МегаФон по
ссылке.