Ошибка подавляющего большинства либеральных экономистов и политиков в том, что они ставят знак равенства между благосостоянием населения и экономическим благосостоянием
Платить за эмоции
Благосостояние и экономическое благосостояние - это не совсем одно и то же. Так большинство людей в мире любят отдыхать, хотя это ухудшает их экономическое благосостояние, просто потому, что удовольствие, которое они от этого получают, существенно превышает затраты на организацию отдыха.
ВВП на душу населения в США существенно выше, чем в странах Западной Европы. С другой стороны, в США люди работают существенно больше часов в неделю и отпуск у них в среднем в 1,5-2 раза короче. То есть европейцы обладают большими возможностями наслаждаться отдыхом и проводить время с семьей. Можно ли утверждать, что люди в США живут лучше или хуже? Экономическое благосостояние выше, но выше ли благосостояние в целом?
На этот вопрос однозначного ответа нет. Однако что можно утверждать однозначно, индустрии, которые доставляют людям какие-то эмоции, растут опережающими темпами. Зарплаты футболистов достигли десятков миллионов долларов в год, а бюджеты футбольных клубов - сотен миллионов долларов. И все это де-факто оплачивается болельщиками, которые готовы платить за сильные эмоции - переживание за родную команду.
Война или, точнее сказать, маленькая победоносная война в современном мире, как это ни цинично звучит, является частью индустрии развлечений. Обычно она сопровождается сильными чувствами - подъемом патриотизма, гордости за свою страну и повышением внутренней самооценки. Эти эмоции повышают благосостояние нации, и, вполне возможно, экономическая оценка этого положительного эффекта превышает финансовые затраты на войну.
Стабильно высокий рейтинг Путина говорит о том, что россияне в настоящий момент готовы платить за войну снижением пенсий, зарплат, расходов на образование и здравоохранение в обмен на сильные эмоции, которые приносят присоединение Крыма, военная кампания в Донбассе и текущая война в Сирии.
Российские оппозиционеры весь эффект относят на пропаганду. Чтобы развенчать этот миф, обратимся к опыту США, на которые любят ссылаться и оппозиционеры, и провластные аналитики.
После терактов 11 сентября, когда Буш-младший объявил, что даст отпор террористам, и начал войну в Афганистане, его рейтинг подскочил с 50% до 90% - небывалой высоты в странах развитых демократий. В марте 2003 года, когда он начал войну в Ираке, его рейтинг подскочил с 60% до 70%.
Я приехал учиться на докторскую программу Чикагского университета в сентябре 2003 года, и настроения, которые я наблюдал, были очень похожи на те, что сейчас испытывают россияне. Подъем ура-патриотизма, вывешивание флагов, ненависть к слабохарактерной Европе, истерия по поводу европейских продуктов и названий.
При этом афганская и иракская кампании стоили американскому бюджету на порядок бóльшие деньги, чем Кремлю украинская и сирийская кампании. Более того, американские войны 2000-х годов существенно подкосили бюджет и, как следствие, американскую экономику. Если Клинтон сдал Бушу страну с бюджетным профицитом - в 2000 году он составлял $236 мдрд, то уже к концу первого срока Буша, в 2004 году, дефицит бюджета достиг $413 млрд.
Тем не менее Бушу удалось переизбраться, то есть американцы поставили свои положительные эмоции от бушевских войн выше, чем его провальную экономическую политику (сдал страну Буш Обаме совсем уж в плачевном состоянии - сильнейший кризис со времен Великой депрессии, бюджетный дефицит в 2009 году - $1413 млрд).
В случае с США уже нельзя утверждать, что бушевская пропаганда затуманила людям мозги - по конкурентности СМИ США занимают ведущие позиции в мире. Тем не менее американцы, выбирая между пушками и маслом, выбрали пушки.
Путин сейчас весьма умело пользуется стратегией, успешно опробованной Бушем. Объективно он мало что может сделать с российской экономикой. Как-то повысить цены на нефть - основной драйвер роста российской экономики - он не может. И одним из действенных способов повысить благосостояние россиян в таких условиях - это постоянно доставлять им сильные эмоции, например регулярно начиная небольшие локальные войны. А это Путин как раз может.
Статья Миронова, которой предоставил свои страницы
, объективно слабая. Но она подымает одну очень важную характеристику нашей цивилизации. Которая меня, честно говоря, пугает и уже очень давно.
Алферов - лауреат Нобелевской премии. А певец Басков - если честно говорить - абсолютно заурядная личность и не бог весть какой музыкант. Он блондин и тенор.
Однако он и намного более известен, и более влиятелен в обществе и несоизмеримо более богат. А если сравнить великого - без всяких преувеличений - великого ученого Зализняка, с одной стороны, и скажем Филиппа Киркорова или Максима Галкина - с другой стороны, разрыв станет еще более впечатляющим.
Хотя Алферову и Зализняку, или, скажем недавно умершему Арнольду память обеспечена на века полтора как минимум. а Киркоров и Басков будут ремесленно забыты, как только их перестанут показывать по ТВ.
Если часто показывать по телевизору лошадиную задницу, она тоже станет очень популярна - к сожалению, Познер прав.
Этот странная и на первый взгляд нелепая черта нашего мира коренится глубоко в самой сущности человека, которую он получил от млекопитающих. От них мы унаследовали аппарат эмоций, и только от этого аппарата зависит наше счастье. Разум может сделать нас благополучными, но не может счастливыми, только напряженная интенсивная эмоциональная жизнь может одарить нас счастьем /Поэтому старики так любят маленьких детей - обедневшая от возраста эмоциональная сфера нуждается во внешней подпитке, и яркая открытая эмоциональность детей им это дает, порой эту же функцию выполняют собаки/
Но зрелища даруют нам сильные эмоции - и отсюда популярность певцов, футболистов и гонщиков, отсюда и их многомиллионные заработки. Но ничто не способно так поднять наш тонус, как война -ибо тут и самое главное для людей, жизнь и смерть, да еще умноженное на
Воодушевление патриотизмом.
Так что политики этим пользовались, пользуются и будут пользоваться. А мы - мы будем глотать этот наркотик, из самых сильных. Пока не поумнеем - или пока не утратит эмоции совсем, или почти совсем, став киборгами. Второе видится мне намного более вероятным