Луганск воевал за Ефремова

Oct 05, 2015 08:45


Все пошло по клану

Главный результат войны в Луганской области: старые элиты сохранили власть в полном объеме

Горячая фаза конфликта на Востоке Украины, который, только по данным ООН, унес более 8000 жизней, - близка к завершению. Лидеры Украины и России, а также Франции и Германии, гарантирующие ход мирного процесса, договорились, что с линии соприкосновения, которая еще недавно была линией фронта, отведут легкие вооружения. Теперь начнется политический процесс, в том числе главный его элемент - выборы органов местного самоуправления на территории самопровозглашенных республик Луганска и Донецка.

Вопрос о том, что это было, войдет в число «проклятых». Сторонники «Русского мира» всегда будут уверены, что Луганск и Донецк были последними оплотами обороны против «хунты» и «карателей». Апологеты «революции достоинства» - в Украине, Европе и в России, кстати, никогда не откажутся от своей точки зрения - это агрессия со стороны российских провокаторов, главными брендами которой были Стрелков и Бородай.

Но вот стрелять перестали. На Донбассе теперь будет мир. И как его назвать - русским? Украинским? Нормандским? Каждый из политиков может дать свою интерпретацию. Я просто расскажу вам о людях, которые благополучно пережили все революции и войну, и теперь, разумеется, готовы и дальше владеть «территориями с особым статусом».

Первое, что нужно понять: единая «Новороссия» существовала только в пропагандистских концепциях, на флагах и на шевронах. В реальности между луганскими и донецкими кланами всегда были острые противоречия. Сейчас речь пойдет о луганских фигурах, которые долгое время находились в тени, но уже готовы вернуться на авансцену.
Ефремов и все-все-все
Первый среди них - Александр Ефремов, луганский политик, который накануне Майдана возглавлял фракцию Партии регионов в Верховной раде. Ефремов, конечно, был человеком Януковича, но вокруг него давно сложилась луганско-ефремовская семья. Генетический номенклатурщик. В советское время руководил луганским комсомолом, вместе с ним в горкоме работали будущие соратники - Валерий Голенко и Владимир Пристюк. Еще один будущий друг и бизнес-партнер Ефремова - Виктор Тихонов в советское время был первым секретарем Луганского горкома (то есть фактически главой города). В горкоме же трудился Николай Запорожцев, в будущем - один из главных «кошельков» группы. Еще один будущий член семьи, Эдуард Лозовский, работал вместе с Тихоновым на руководящих постах на заводе «Лугансктепловоз.

В 90-е все эти люди удачно строили бизнес-карьеру - так, как было принято в регионе с давними криминальными традициями. Потом пошли в политику. В 1998 году президент Леонид Кучма назначает Ефремова главой Луганской обладминистрации. Тут же вся «семья» занимает ответственные посты. В 2010 году Янукович становится президентом Украины, Ефремов переходит с повышением в Киев, Владимир Пристюк становится губернатором, Эдуард Лозовский его первым замом, Николай Запорожцев - просто замом (и директором благотворительного фонда «Благовест»), Валерий Голенко - главой облсовета. Все это время область нищает на глазах, банкротятся крупнейшие предприятия - но для того, чтобы перейти в собственность или под контроль «семьи».

Главным спонсором Партии регионов был донецкий олигарх Ринат Ахметов, но Ефремову Янукович был благодарен за обеспечение 90% голосов в своем регионе на выборах. Отношения Ефремова и Ахметова исторически были очень сложными. Ефремов не хотел делить бизнес ни с кем, кроме круга приближенных лиц. В Киеве это были члены одной партии, на Донбассе - враги. Может быть, поэтому сегодня между «ЛНР» и «ДНР» стоит таможенный пункт. Кстати, первое, что сделали новые луганские власти, - «отжали» сеть супермаркетов, принадлежавших Ахметову.

История
Все члены «семьи» призывали буквально утопить Майдан в крови.

После бегства Януковича однопартийцы его действительно предали. Вот какое заявление висело на сайте партии 23 февраля 2014 года: «Мы осуждаем бегство и малодушие Януковича. Мы осуждаем предательство. Мы осуждаем преступные приказы, которые подставили простых людей, солдат и офицеров».

Во время крымских событий регионалы затаились, но остались на своих местах. Кто-то переоделся и на синие платья нацепил желтый цветок, кто-то заговорил по-украински, увесил стены кабинета желто-синими флагами и публично осуждал «золотые батоны».

Но именно в это время в Луганской области людям начинают раздавать георгиевские ленты. Город заполнен людьми в камуфляже. На площади проводятся антимайдановские митинги. Застрельщиками сепаратистских инициатив выступают все те же «ефремовские». Так, 2 марта на 15-тысячном митинге Валерий Голенко зачитывает резолюцию луганского облсовета: «Признать центральные органы исполнительной власти нелегитимными!»

От слов быстро переходят к делу. Берут штурмом СБУ, причем дважды. Первый раз - чтобы повесить на здание российский триколор и освободить задержанных сторонников Антимайдана. Второй раз в СБУ уже никого не было, зато остались две оружейные комнаты с полным арсеналом.

Получив оружие, противники новой власти взяли Луганскую ОГА, где заседала назначенная Киевом администрация. Это была уже внутренняя война старых и новых чиновников. Владимир Голенко, советники Пристюка, а также его ставленник, мэр Луганска Сергей Кравченко теперь на улицах с народом, который скандирует: «Ре-фе-рен-дум!»

Луганск получает «народного губернатора» Валерия Болотова. Правда, выбирает его не народ, а группа людей, захвативших СБУ, - прямо в этом здании. Его кандидатура устроила всех: нашелся человек несамостоятельный, да к тому же любитель спиртного. Решения за него принимали два человека - Павел Карпов (правда, в Луганске его звали Николаем Николаевичем и считали «человеком Суркова») и тот самый Николай Запорожцев.

А 11 мая проходит «референдум», по итогам которого появляется самопровозглашенная «Луганская народная республика» («ЛНР»). Ход референдума контролируют сын Ефремова - Игорь и Владимир Пристюк.

Обстрелы Луганска после начала АТО заставили многих бежать из города. Спровоцировавшая народ ефремовская верхушка бежала, оставив луганчан под снарядами и бомбами. Не успел выехать только Кравченко. Его арестовали бойцы батальона «Айдар» по дороге в Киев. Но это не помешало ему уже через пару месяцев оказаться на свободе.

Кстати, ни один из детей луганской верхушки ни дня не воевал.

В августе вместе с Карповым уезжает в Россию и Болотов. Официально Болотов «не оправдал надежд ополчения». Он и правда во время обстрелов уезжал на российскую территорию.Новым «народным мэром Луганска» стал Манолис Пилавов, первый заместитель и верный соратник Кравченко в прошлом.

В этот момент восходит звезда Игоря Плотницкого, который возглавляет республику. Комбат и министр обороны до мая 2014 года, он был чиновником областной администрации, курировал рынки (сейчас, кстати, его жена владеет супермаркетами, в которых продается в том числе российская гуманитарка). То есть Плотницкий - тоже часть ефремовской команды.

26 луганских комиссаров
Первая половина октября 2014 года. Новая-старая элита готовится к выборам «главы ЛНР». На линии фронта, несмотря на объявленное после «Минска-1» перемирие, накаляется обстановка. Вроде бы готовится штурм украинского блокпоста в районе Бахмутки. Внутри «ЛНР» бардак, куча банд, заручившись поддержкой тех или иных кураторов, осуществляют захваты зданий. Одну только «комендатуру ЛНР» трижды окружают и берут «люди Учителя»; здание батальона «Заря», подчиняющегося формально главному человеку в республике Игорю Плотницкому, окружают «люди Фомы». В здании «Народной милиции» выясняют, кто здесь власть, щелкая затворами.

И в такие вот неспокойные дни в Луганск из Киева приезжает Виктор Тихонов - на переговоры с будущим «всенародно избранным главой республики» Игорем Плотницким. Он дает ему от имени Александра Ефремова (который находится в Киеве под домашним арестом) гарантии безопасности, некоторую свободу действий, а взамен тот должен поставить на определенные посты 26 человек, верных «ефремовской семье». Плотницкий соглашается, и вопрос с его кандидатурой считается решенным. В этот же день Геннадий Цыпкалов, «премьер-министр ЛНР» (в прошлом - начальник луганского участка связи компании «Укртранснафта»), приезжает домой на улицу Буденного к Виктору Тихонову, и долго ведет с ним переговоры о том, сколько тот «занес» за все кандидатуры Плотницкому. Тихонов советует «Гене» доставить его в МГБ и сопроводить до территории РФ. Цыпкалов поначалу сопротивлялся, но Тихонова все же отвезли на пропускной пункт «Изварино». Сопровождавших его казаков тут же кинули в подвал, где они до сих пор и находятся. А Геннадий Цыпкалов с супругой от обиды разграбили дом Тихонова.

Кто там власть
После инаугурации Плотницкого ополченцы начинают замечать, как из всех щелей лезет старая власть. Полевые командиры, ставшие известными за время боевых действий: Бугров, Беднов, Мозговой, Дремов, Фома, Леший - совместно пытаются свергнуть Плотницкого. В результате первым под зачистку попадает Беднов («Бетмен»), затем разоружают Фому и Лешего, Бугров оказывается в питерском СИЗО, Мозгового убивают некие «украинские партизаны». Дремов входит в «батальон территориальной обороны народной милиции», то есть признает власть Плотницкого.

В декабре в Луганске появляется прокуратура, которую возглавляет Заур Исмаилов, обычный прокурорский работник при украинской власти. Над ней все поначалу смеются, потом начинают бояться, а вскоре с убеждением говорят, что это проукраинское ведомство. И правда, сами сотрудники прокуратуры в приватных разговорах утверждают, что зарплату получают и в Украине, и в «ЛНР». На сегодняшний день в подвале прокуратуры содержится около 700 человек. Как правило, это коменданты, комбаты, замы комендантов, командиры взводов, рот, подразделений».
Машины прокуратура, кстати, изымает у всех: и у народной милиции, и у комендатуры. И потом наполняет ими свой автопарк.
Ополченцы считают, что те, кто оказался в подвалах прокуратуры, не попадут под амнистию, предусмотренную Минскими соглашениями.

В том же декабре 2014 года у Плотницкого появляется новый советник - Родион Мирошник.
Мирошник - из тех самых тихоновских «комиссаров». Впрочем, сейчас их уже не 26, а намного больше. Некоторые из них благополучно получают украинскую пенсию.

Особого внимания заслуживает Николай Запорожцев, который стал «председателем общественного совета при главе ЛНР». Кроме того, Запорожцев - вице-президент Луганского землячества в Москве.

До 2014 года Луганское землячество называлось «Лугань», управляли ею Виктор Тихонов и Александр Ефремов. Зарегистрирована она была неким Николаем Челомбитько. Николай Запорожцев всегда был вице-президентом в этой организации, причем и в Киеве, и в Москве одновременно. Луганское землячество отвечало с 2006 года за патриотические туры под названием «Георгиевская ленточка». Считается, что «Лугань» отвечала за эвакуацию титушек из Киева после победы Майдана.

Но уже в июне 2015 года Луганское землячество подписывает долгосрочный договор о сотрудничестве с председателем Луганской военно-гражданской администрации Геннадием Москалем. «Основной задачей сотрудничества в рамках подписанного договора является координация усилий с целью предоставления помощи, нормализации жизнедеятельности внутренне перемещенных лиц и населения в зоне проведения АТО, содействие социальной защите и реализации прав и свобод граждан, предотвращения гуманитарной катастрофы».

В общем, «Луганская народная республика» - это просто ребрендинг представителей клана Ефремова. Как мы видим, практически все они остались на своих постах, никто из них не был осужден в Украине. С некоторыми новые власти даже сотрудничают.

Я более чем уверена, что, когда в Луганске пройдут выборы, даже и по украинскому законодательству, регион останется под контролем «семьи». Кстати, одним из вероятных кандидатов считается Тихонов. За это, видимо, и воевали…
Юлия Полухина
Специальный корреспондент

Мои читатели помнят, что с первых дней войны на Донбассе я указывал. что есть главной проблемой этой войны. Центральным является вопрос За что воюем?

Ну вот, прошли парижские переговоры, и можно дать ответ. Разрушение густонаселенного региона, тысячи трупов с обеих сторон и миллион беженцев были крайне необходимы для одного - для сохранения власти "донецкого клана" над вверенным ему регионом.
И уже Петр Шуклинов, комментируя итоги Парижа, пишет: "США рассчитывают выстроить альтернативную управленческую вертикаль на основе возможностей Ахметова. Ожидается, что именно он станет центром принятия решений в Донбассе".

Американцы рассчитывают опереться на местные кланы и в первую очередь на ахметовский с целью выстроить противовес пророссийски ориентированным сетям, которые сейчас в срочном порядке выстраивает Россия на Донбассе.
И вся история войны обретает ясную схему

- после Майдана заваруху на Донбассе устраивают в первую очередь хозяева региона Ахметов и Ефремов; они рассчитывают таким образом нажать на киевскую власть и обеспечить себе сохранение контроля над Донбассом
- заварухой воспользовался Путин, превратив обычные для Украины беспорядки в полномасштабную войну и намереваясь установить контроль над максимально широкой частью ЮВ и создать марионеточную "Новроссию" по типу Абхазии, заодно обеспечив Крым и Приднестровье каналами снабжения и катастрофически ослабив Украину;
- в кровопролитной (по меркам Украины, но отнюдь не России) войне Украина выстояла и планы Путина похоронила - во многом за счет не государства, а общества: добровольцев и волонтеров;
- а теперь кланы вернутся на Донбасс; они много потеряли в материальном плане, но зато теперь им гарантирована не только поддержка украинской власти, но и поддержка США(!!) - вот за это, как оказывается и воевал Донбасс

Но на самом деле у этих решений будут не менее важные последствия для всей Украины.

Рискну предположить, что именно Донецк и Луганск наряду с родной Винницей станут в ближайшем будущем главной опорой власти Порошенко. Правда и цена такого расклада будет немалая. О появлении на публике с незначительной охраной Порошенко придется забыть, да и семью придется охранять нипадецки.

Мы чисто технологически можем восхищаться проницательностью политическим и классовым чутьем Порошенко, который не только не посадил никого из "донецких", но и бизнес их охранял достаточно долго. И теперь безусловно будет лишь помогать Ахметову и Ефремову утвердиться в крае.

Но вот бойцы добровольных батальонов, проливавших кровь в этой войне и терявших там лучших товарищей, а порой и семьи, и вообще все, что имели, - эти люди могут такой тонкой политики и не понять.
А лидера-миротворца убили даже в куда более дисциплинированном и правовом Израиле. Так что охранять Порошенко теперь будут как предыдущего гаранта.

Сейчас, когда вся правда об этой войне будет выходить наружу, у Порошенко появится куча опасных и вооруженных врагов по обе стороны линии размежевания - это понятно. А вот что будет с его политической поддержкой - а вот тут мне неясно, как поведет себя народ.
Я понимаю, как поведут себя активисты Майдана. НО мне труднее оценить реакцию большинства населения, тем более что социология последнее время стала как-то очень молчалива и вежлива. С властью.

война-Донбасс, перспективы, НГ, Ефремов, ЛНР

Previous post Next post
Up