Я не живу в Украине и мне трудно четко понимать что там творится. Однако кое что мне ясно даже и отсюда. Мне ясно, что нарастают трудности в сфере госуправления - чудовищные торможения при принятии закона о мобилизации и его никуда не годное качество - реальная демонстрация проблем.
Вторая демонстрация: оживают проводники идей Порошенко, они оживают только тогда, когда кризис Зеленского становится очевидным. И как обычно Порошенко действует чужими руками, но он действует. А это симптом.
Значит нужны не косметические изменения, перестановкой кроватей дело не поправишь и заменой девочек тоже. Это то, что мне очевидно из Хайфы (кстати, местная политика весьма смахивает на украинскую с определенными редакционными поправками).
И я размещаю у себя сокращенную версию интервью Валерия Пекара потому, что я доверяю некоторым познаниям этого человека и кроме того думаю, что он в большую политику не собирается и ни на одного миллиардера не работает. Т.е. им не движет в первую очередь личный карьерный интерес - так мне кажется.
И в замечаниях о проблемах, с которыми столкнулась власть, он как кажется мне отчетливо видит главную - управлять страной во время затяжной войны на выносливость невозможно так, как управляют небольшим сценическим коллективом. Нужны принципиально иные механизмы в том числе и политические.
И хорошо бы перестать думать о популярности и грядущих выборах, а также позволять нескольким людям руководить очень многим. Людям, которые в случае ухода президента из политики потеряют слишком много. Ведь на их решения уж очень влияют личные мотивы, в том числе такой крайне ядовитый мотив, как страх.
Это те слова, которые я считал нужным сказать, все остальные принадлежат Валерию Пекру в изложении НВ.
https://nv.ua/opinion/zelenskiy-menedzhery-pekar-o-pravitelstve-nacionalnogo-spaseniya-50460417.html-----------------------------------------------
План победы был представлен президентом Владимиром Зеленским украинскому парламенту и украинскому обществу. Я не увидел там ничего, что касалось бы, собственно, Украины, а только те вещи, которые требуются от наших партнеров. Поэтому украинское общество и парламент, который его представляет, были немного напряжены. Ведь это означает, как минимум, что общество и парламент использовали в роли молчаливых статистов, которые должны просто послушать, поаплодировать и хорошо.
Хуже всего, что часть украинского общества, которая подозрительно относится к различным инициативам нынешней власти, это восприняла просто как манипуляцию, мол - вот сейчас нам показывают, что победа невозможна без Запада, потом скажут, что Запад отказался помогать, и давайте тогда капитулировать. Всегда есть люди, которые подозревают власть в чем-то плохом, и в Украине таким людям всегда плохо, независимо от того, какая власть и какое имя президента.
Таким образом, так или иначе, как я уже сказал, представленный план победы - это хорошая половинка, но половинка плана победы. А теперь надо вторую половинку, которая объясняет, что должны делать мы. И без этой половинки план победы, по сути, таковым не является. Потому что один из главных принципов стратегии - это то, что называется внутренний локус контроля. Сначала себя спроси, что я должен сделать, а потом будешь говорить, что должны делать союзники. И этой части, собственно, нет, а в обществе и в государстве тем временем накапливались огромные проблемы. Я их обозначил только три. Это не значит, что их столько есть. Их, на самом деле, гораздо больше. Просто в других проблемах я не настолько осведомлен, чтобы о них квалифицированно говорить.
Первая проблема - это, собственно, государственное управление. Несколько так называемых эффективных менеджеров вместо широкой иерархии ответственных государственных служащих, уменьшение роли парламента, сворачивание децентрализации. Все это, по сути, означает, что сегодняшняя система управления не соответствует тем масштабам вызовов, которые стоят перед страной.
Меня спрашиваю - вот на Банковой могут сказать, что парламентская оппозиция, как и те партии, не являются конструктивными, они не поддерживают никакие наши инициативы. Ну, предположим, что эти слова об оппозиции являются правдивыми, хотя это не так, но предположим на минутку, что это можно было бы считать правдой. Тогда возникает вопрос - а почему у нас не правительство руководит страной, а страной руководят 5−6 менеджеров, которые сидят где-то там в кабинетах и не избраны украинским народом.
Мы знаем, что правительство отстранено от огромного количества ключевых вопросов. Мы знаем, что на сегодняшний день эти 5−6 эффективных менеджеров просто не могут справиться с тем потоком управленческих решений, который на них наваливается. То есть им надо ежедневно решать огромное количество различных задач, на которые просто у них не хватает ни времени, ни ресурса. И это означает, что во многих сферах, куда у них внимания не хватает, просто не происходит ничего. То есть это означает, что решения не принимаются, необходимые вещи не делаются и накапливаются проблемы.
Только что увидел в социальных сетях сообщение известного гражданского активиста Юрия Гудименко о том, что он 10 месяцев пытается продавить через Министерство обороны решение о том, чтобы раненые бойцы - наши защитники немедленно получали пакет адаптивной одежды и других необходимых вещей, которые необходимы раненому человеку для того, чтобы нормально жить. 10 месяцев не могут что-то там согласовать. Это что значит? Это означает, что никто не хочет на себя брать ответственность. Это означает, что ответственность перекладывается куда-то туда, далеко, высоко, потому что знают, что там вмешаются, или знают, что за принятое решение могут каким-то образом наказать независимо от качества этого решения. То есть все тормозится. Это просто пример. А таких вопросов есть, я уверен, десятки тысяч.
Вторым пунктом я называю справедливую мобилизацию. Объясню, что я не верю, что можно арестами решить вопрос массовой мобилизации. Вопрос мобилизации нельзя решить без вопроса бронирования, потому что очень легко завалить экономику, в том числе, военно-промышленный комплекс. Вопрос бронирования нельзя решить без решения вопроса справедливости, потому что любое решение в сфере бронирования, которое общество будет считать несправедливым, не будет им приниматься. Вопрос справедливости нельзя решить без вопроса ротации тех, кто воюет уже 2,5−3 или более лет. Его, в свою очередь, нельзя решить без вопроса изменения систем управления войсками, о которых специалисты говорят. И все это огромный нарастающий снежный ком вопросов, которым никто просто не занимается. Почему не занимаются? Перебрасывают как горячую картофелину друг другу.
Есть решения, которые очень непопулярны, их не хотят принимать, потому что политики, как мы понимаем, всегда боятся непопулярных решений, ведь им потом надо будет идти на выборы, и непопулярные решения им вспомнятся. Вот почему, собственно, я и предложил правительство Национального спасения как структуру, которая может спасти страну от управленческого коллапса. Давайте откровенно говорить, мы понемногу приближаемся к управленческому коллапсу. Я об этом говорю, просто уже как человек, который преподает менеджмент в бизнес-школах и в школах публичного управления. Есть теорема кибернетики, которая говорит, что управленческая система не может быть проще, чем тот объект, которым он управляет. Мы имеем огромную страну в самый сложный, худший момент своего времени с самыми большими вызовами. И это означает, что система управления должна быть соответствующей. Если она не соответствующая, что тогда кибернетика говорит? Если не соответствующая система, тогда вся система может сколлапсировать. Вот, собственно, к чему мы приближаемся. Поэтому когда я говорю о правительстве Национального спасения, то слово «спасения» здесь не является преувеличением. Только мы спасаем страну, слава Богу, не после поражения. Поражения нет даже на горизонте. А мы спасаем страну от управленческого хаоса.
Чем отличается правительство Национального спасения? Туда входят люди, которые обычно не боятся непопулярных решений, которые понимают, что надо принять те или иные решения для того, чтобы страна выжила, а они свою дальнейшую жизнь не связывают с политической карьерой. Политик никогда не проголосует за непопулярные решения, каким бы политиком он ни был - правым, левым, консервативным, либеральным и так далее. Вот для чего нужны люди, которые примут комплекс непопулярных решений, спасут страну от управленческого коллапса, наведут порядок во всех системах и потом по завершении войны спокойно пойдут дальше заниматься своими делами.
Мне говорят, вот, мол, президент Зеленский не считает конструктивным о чем-то говорить с оппозицией, не считает конструктивным, чтобы кто-то, кроме его партии, голосовал «да», мол, другие партии ему не нужны. Поэтому отсюда, якобы, большой дефицит кадров. Но с этими двумя утверждениями я принципиально не согласен.
Первое утверждение, с которым я принципиально не согласен, что другие партии не нужны. Извините, на сегодняшний день правящая партия не дает достаточного количества голосов ни для одного голосования. Другие партии нужны, и они привлекаются. И без них результативных парламентских голосований бы не было. И при всем уважении к президенту Зеленскому, согласно Конституции, не президент Зеленский решает, как будет формироваться правительство. Это решает парламентская коалиция. Если сегодня нет однопартийного большинства, если оно фактически прекратило существование, это означает, что нужно создание парламентской коалиции, которая возьмет на себя ответственность за победу. Лавры за эту ответственность все равно будут доставаться президенту Украины как верховному главнокомандующему. Но формирование правительства у нас происходит не в лице президента, согласно Конституции, а парламентом, парламентской коалицией. Если сегодня партия «Слуга народа» вынуждена привлекать голоса других партий, значит, другие партии нужны.
Вторая вещь, - якобы не хватает кадров. Извините, не хватает кадров, если отбирать кадры по принципу лояльности, и если это правительство подотчетно не парламенту, который его назначает, а подотчетно каким-то другим людям, которых никто не выбирал. Тогда, возможно, у нас будет большой дефицит кадров, потому что небольшим количеством так называемых эффективных менеджеров надо закрыть огромное количество позиций, их не хватает. Если это правительство специалистов, которые готовы спасать страну, я уверен, такие люди найдутся среди тех сотен людей, которые уже в последние 10 лет при всех премьерах, при всех президентах успели поработать на разных государственных должностях, доказали свою личную преданность стране, профессионализм, добропорядочность, порядочность и имеют соответствующий опыт. Таких людей есть в стране сотни. Из них можно скомплектовать прекрасное правительство национального спасения. Я уверен, что эти люди возьмут на себя соответствующую задачу, если к ним обратится украинский парламент.
---------------------------------------
Click to view