Взгляд, конечно, очень варварский, но верный
/Иосиф Бродский/
Это просто программный материал. Как кажется мне - не только для Екатерины Марголис, тут манифестируется целое направление. И наконец провозглашается полный разрыв в программах, целях и нарративах в том течении, которое издавна именуется российским западничеством. Это разрыв меньшинства с квалифицированным большинством. Потому что у большинства российских "либералов" сохраняется то самое западничество, о котором Пушкин писал что "в России правительство единственный европеец" и тот самый либерализм, который заканчивается на украинском вопросе - и тут все русские либералы, от Белинского и Пушкина и до Ахматовой, Бродского, Городницкого и Навального.
Я это перепечатываю еще и потому, что хорошо бы русской оппозиции хотя бы осознать свою позицию. А то не всегда понятно с кем они - мастера этой самой русской культуры. Чтобы истина показала свое личико и чтобы стало понятно, чем оно отличается от того, что Маяковский определил как "мурло мещанина", которое как раз и выглядывает из-за спины России.
В общем настоятельно советую читать и читать внимательно
https://www.svoboda.org/a/razbityy-gorshok-ekaterina-margolis-o-rossiyskom-kolonializme/33153734.html----------------------------------------------------------
Эпистемология - раздел философии, изучающий знание и познание. Он связан с лингвистикой, хотя бы потому что свои выводы формулирует с помощью языка. Функция языка двояка: он отражает, но одновременно и формирует картину мира. Дать имя - обозначить как отдельную сущность, вычленить из хаоса, поместить на ментальной карте миропонимания. И наоборот - неназванность, умолчание или запрет на называние делает нечто как бы несуществующим. Это хорошо знают не только писатели и философы, но и диктаторы, пропагандисты и манипуляторы.
Говорить о российском колониализме сложно именно поэтому. Он до сих пор не назван таковым.
Это слепое пятно для мира и для самих россиян. Не сегодня и не случайно возникшее. На создание и поддержание мифа о том, что Россия никогда не являлась и не является колониальной империей, а если и является, то империей необычной и особой, соответственно, и деколонизация ей не требуется или требуется совсем иначе, чем во всем остальном мире, привлечено немало ресурсов той же самой империи. Этот тезис отстаивают не только чиновники и пропагандисты, но и яростные противники нынешнего режима. Запущенная болезнь имперства не щадит никого - в острой ли агрессивной форме (как у сторонников Путина и войны) или же в хронической, но обостряющейся от любого прикосновения у “(о)хранителей русской культуры”.
Из неназванности вытекает невидимость для внешнего мира. Из невидимости - отсутствие императива критического осознания и, соответственно, неотрефлексированность. Из неотрефлексированности - болезненные агрессивно-защитные реакции россиян на любой разговор об имперской прошивке собственной культуры.
Российская идентичность настолько неотделима от имперского наследия и оптики его сознательного, полусознательного или подсознательного невидения (и неведения), что любая критика российского колониализма, предложение взглянуть на себя со стороны, назвать вещи своими именами воспринимаются как личная атака и угроза собственной идентичности. Неумение различать имперство в себе и отделять его от собственной личности (хотя именно процесс осознания мог бы стать путем избавления от этого всеотравляющего наследия) тоже восходит к отсутствию языка, к неназыванию явления своим именем как основе эпистемологического колониализма. В этой ситуации слово "деколонизация" неизбежно становится триггером, и все реакции на него более чем предсказуемы, ибо деколонизация подразумевает презумпцию факта колонизации, а это ровно то, что признавать категорически не хочется.
Историю пишут победители. Знание формируют покорители. Не только (и часто не столько) территории, а именно эпистемология является полем колониальных практик. Империя регулирует то, как на протяжении поколений формируется знание о себе у представителей и потомков и колонизаторов, и колонизируемых.
Нарратив антипутинских россиян состоит в том, что главная линия разрыва по отношению к агрессии РФ против Украины проходит между сторонниками и противниками режима. Но украинцы и независимые представители народов самой России видят эту проблему иначе и в куда более длительной исторической перспективе. Через историю колонизации, принудительной русификации, насилия, подавления, стирания идентичности и имперских колониальных войн, ведущихся Россией на протяжении ее истории, и, главное, ее эпистемологического колониализма - формирования знания о себе, нормализации этих практик в глазах собственного населения и всего мира, репрессий и активной маргинализации голосов, выступающих против них.
То, что Ханна Арендт назвала колониальным бумерангом, - применение практиковавшихся в колониях репрессий к населению метрополии, возможно, в России бумерангом и не было. Репрессивное воспитание, непременный опыт унижения, нормализация насилия, бесправие и отсутствие правил - типичные черты отношения государства к населению.
Однако жертва и агрессор не только могут быть последовательно одним и тем же субъектом, но закономерно нередко им и оказываются - как в исторической перспективе, так и в рамках одной биографии. Именно поэтому эта анахроническая война и стала возможна - она легла на сформированное веками репрессий патриархальное имперское (под)сознание, для которого унижение и страх лишь легитимизируют право сильного, а логика доминирования является основной моделью. Страна порванных связей, жители которой не знают даже истории собственной семьи. Отсутствие защиты и произвольность репрессий формируют национальный сиротский комплекс с его синдромом расстройства привязанности и желанием отыграться, отомстить, искать не справедливости, а лишь возможности хоть где-то поменяться местами с обидчиками и примерить на себя роль сильного. Так работает дедовщина и "можем повторить".
Именно поэтому так легко проглатывается любое насилие, именно поэтому так тесно связаны с имперством не только ксенофобия, но и мизогиния.
Отсюда и кавычки в слове "деколонизация" и отрицание российского колониализма. Подобное отношение скрепляет антипутинское крыло российского общества (как в метрополии, так и в диаспоре) с пропутинским. В том, что касается имперской оптики, нормализации ее нарративов и практик и всей колониальной эпистемологии, отношение к нынешнему российскому режиму оказывается совершенно нерелевантным фактором. Российский великодержавный шовинизм во всех своих проявлениях, формах и степенях уходят корнями в куда более глубокие области истории и культурного (под)сознания, чем путинизм.
Наглядный пример продемонстрировала в своем недавнем выступлении Юлия Навальная: "Мы найдем и тех, кто рассказывает про необходимость срочно "деколонизировать" Россию. Надо якобы разделить нашу слишком большую страну на пару десятков маленьких и безопасных государств. Правда, объяснить, почему люди с общим бэкграундом и культурным контекстом должны быть искусственно разделены, "деколонизаторы" не могут. И как это вообще должно произойти - не сообщают".
Этот пассаж не отличается от официальной кремлевской риторики и мог бы с тем же успехом прозвучать из уст какого-нибудь Лаврова.
За этой риторикой кроется принципиальное нежелание изучить исторические корни и методы создания этого "общего бэкграунда и культурного контекста", с завоеванными, насильно русифицированными и отчасти истребленными народами, незнание истории чеченцев, ингушей, бурятов, башкиров, калмыков, тувинцев, якутов, удэге, вепсов или кетов. А кавычки в слове "деколонизация" лишь закрепляют на письме это право не видеть, не знать, не считать чем-то существенным и серьезным.
Любопытно, что 29 февраля этого года ответом на первое выступление Юлии Навальной стала резолюция Европарламента, в которой впервые прозвучало слово деколонизация без всяких кавычек. В ней говорилось о том, что "поддержка Украины - это лучший ответ Кремлю" и что "решительная победа Украины может привести к подлинным изменениям в Российской Федерации, в частности к деимпериализации, деколонизации и рефедерализации как необходимым условиям установления демократии в России".
Ещё одна характерная особенность не самого российского колониализма как такового, а именно структуры (не)знания о нем и его (не)осознания даже образованными и вполне вестернизированными в остальном россиянами, в том числе давно живущими на Западе, является моментальная рефлекторная реакция вотэбаутизма.
Попробуйте заговорить о российском колониализме - особенно культурном - и доставайте секундомер. Можете быть уверены, что через несколько секунд вы услышите имя Киплинга и разговор переедет на британский, испанский или какой угодно колониализм, кроме российского. Доказывать, что Россия ничем не отличается от остальных, будут люди, которые при этом не забывают сослаться на "особый" путь России в отношении ее статуса империи и колониальной истории. Исторические часы в умах россиян застряли более чем на полвека, и им неведома огромная работа по деколонизации, тома и библиотеки, написанные о том же Киплинге, наличие в каждом университете кафедры postcolonial studies, школьные и университетские программы и просто элементарный комментарий, которым давно снабжается имперское культурное наследие, вплоть до литературы для школьников. Вся эта гигантская работа, идущая в мире уже восьмой десяток лет, находится за пределами видимости для большинства российских либеральных интеллектуалов, включая и тех, кто пытается изобрести хоть какой-то деколониальный велосипед. В их руссоцентричном сознании именно сейчас идут "дискуссии о Киплинге", хотя эти дискуссии - страница, которую британская культурная история перевернула несколько десятков лет назад.
Подобный анахронизм и трогательную уверенность живущего в Британии Владимира Пастухова в том, что англичане только сейчас посмотрели на свое имперское наследие и начали вести по этому поводу какие-то споры, можно тем не менее счесть одним из положительных симптомов пробуждения осознания российского колониализма, пусть и в таком инфантильно-эгоцентричном виде, который могут позволить себе только представители действующей империи.
Заключительный же абзац текста Пастухова являет собой по-фрейдистски наглядную проекцию имперской картины мира, в которой субъектностью обладает только центр и нужен "инвестор, архитектор, генеральный план и так далее".
Не буду приводить массу цитат, содержащих и последовательную апологию имперства, и дискредитацию деколониальных движений и нарративов со стороны представителей российской оппозиции в изгнании, от Ходорковского до Волкова, от Латыниной до Певчих, от Яшина до Кара-Мурзы. Не говоря уж о представителях культурной элиты. Материал слишком обширен.
Достаточно полистать публикации "Новой Газеты Европа" и найти массу публикацией в таком духе: "Во всем виноват Путин, россияне жертвы, а не агрессоры, россияне не более имперцы, чем все остальные, Россия точно такая же неимперия, как Британская, и одновременно совершенно и никакая не империя вовсе", - все взаимопротиворечащие аргументы будут направлены на то, что "деколонизация" (непременно в кавычках), в том числе деколонизация собственного сознания, не нужна, а все проблемы России даже в разгар типично имперской войны лежат совершенно в другой плоскости.
Речи об осознании собственной ответственности, разумеется, при таком подходе не идет. На что он, собственно, и направлен. А уж сознательно это происходит, полусознательно или подсознательно - пусть разбираются психологи.
Помимо вотэбаутизма ещё одним типичным защитным ходом при разговоре о российском колониализме будет отсылка к советскому прошлому и разговор о нынешних западных "леваках", стоны о "воукизме" и "снежинках", как об основной мировой опасности, - что со стороны ведущих кровавую геноцидальную войну как минимум забавно.
На этой почве процветает не только путинский агрессивный имперский шизоколониализм, продолжающий советскую традицию паразитирования на травмах бывших европейских колоний и поддержки всевозможных "освободительных" движений и терроризма на Ближнем Востоке и в Африке одновременно с подавлением прав и дискриминацией собственных колонизированных народов России, но и российский "интеллигентный" шизоколониализм, казалось бы, отталкивающий от провластной позиции, но де-факто дублирующий ее: позволяющий одновременно осуждать насилие, репрессии и тоталитаризм и поддерживать их завоевания.
Третьим аргументом против "деколонизации" будет непременная подмена аргумента. Например, эссенциализмом и его критикой. Как будто хотя бы один сторонник деколонизации знания и сознания утверждает, что эпистемологическое имперство - это не комплекс выработанных практик и нарративов, а изначальное свойство, присущее представителям колонизаторов.
Но главным механизмом как эпистемологии, так и апологии российского колониализма является то, что философ Михаил Юданин в своей недавней лекции нашего общего курса "Россия и деколонизация: введение" метко назвал "конструирование субальтерна". Колонизированная империя, "притеснения русских". Агрессор представляет себя в качестве жертвы, а свою экспансию - в качестве защиты. Прием этот не нов, но именно российский колониализм сделал его основным.
В основу положено более глобальное явление - особенность российского сознания, связанная с сиротским комплексом и проявившаяся сейчас с особой яркостью, - ее виктимность. Виктимность и непременно сопутствующая ей виктимная агрессия - часть комплекса травмированной личности. Здесь же речь идет о целом обществе с репрессивной моделью воспитания, непременным опытом насилия и унижения, обществе со множеством непроработанных травм.
Виктимность и соответствующие нарративы как часть российского эпистемологического колониализма присущи в равной степени как пропутинской, так и антипутинской части россиян вне зависимости от их образования, социального происхождения или материального положения. В диапазоне "если б не мы, то они б на нас напали" до "все мы жертвы этой войны", как будто война - это стихийное бедствие, как будто она не имеет инициаторов, исполнителей и равнодушных проводников в лице миллионов обывателей. Конструирование собственного образа как жертвы и уверенность в своем праве занимать в этом качестве центральное место - будь то геополитика или международные литературные фестивали. Если же это право и статус ставятся под сомнение, моментальной реакцией будет агрессия. Вербальная или военная.
Еще одна черта, объединяющая политических противников, - это уверенность в собственной исключительности и "особом пути". "Особый путь" России - скрепа, объединяющая разные части политического и общественного спектра, которая позволяет, в частности, объявить весь наработанный опыт мировой деколонизации несущественным и нерелевантным.
Россия не совсем империя. Россияне поэтому точно не имперцы, а точно такие же жертвы российского государства. Российский колониализм - это не совсем колониализм или совсем не колониализм. Колонизация была не колонизацией, убивали всех подряд (это очень живо напоминает советскую антисемитскую риторику маргинализации Холокоста: "Убивали коммунистов, цыган и антифашистов, представителей разных народов, в том числе и евреев"), а потому и "деколонизация" заслуживает лишь того, чтобы поместить ее в агрессивно-защитные презрительные кавычки. Эту мысль с одинаковым жаром вам будет внушать и яростный антипутинский историк Тамара Эйдельман, и любой адепт Дугина. Еще одно мощное апологетическое вербальное оружие: любой разговор о деколонизации можно представить как сепаратизм, а призывы к восстановлению исторической справедливости, право на самоопределение и на суверенитет - как нарушение международно признанных границ.
Этот аргумент эффективно пускается в ход как путинской пропагандой, так и российской оппозицией. Это то, во что постоянно упираются деколониальные активисты и представители нацменьшинств. Еще один имперский прием, адресованный Западу. И он работает. Впрочем, удивляться не приходится. Западные эксперты по России сформированы кафедрами славистики, где имперский нарратив и русоцентричность были и остаются нормой. В которой образ России как крупнейшей колониальной империи отсутствует в принципе.
Эпистемологическая деколонизация актуальна не только для россиян, но и на Западе, а в свете идущей войны предельно актуальна. Она должна идти рука об руку с деимпериализацией самой структуры знания о России, анализом имперских корней ее культуры и истории. Иначе выпускники Гарварда или Оксфорда не только будут использоваться втемную кремлевской пропагандой, но и сами станут работать на поддержание российского имперского доминирования.
Важным прорывом в этом направлении является принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы резолюция о деколонизации России от 18 апреля этого года. Документ закрепляет официальную позицию ПАСЕ в отношении России:
1. Россия лишь формально является федерацией. 2. Коренные народы насильно подвергаются русификации, ассимиляции, активисты национальных движений преследуются. 3. Потери коренных народов в ВС РФ непропорционально велики, и это целенаправленная политика России. 4. Деколонизация - необходимое условие для установления демократии.
Европейские государства, ЕС и ООН должны обратить внимание на многочисленные нарушения прав человека и прав коренных порабощенных народов России. В документе впервые употреблена формулировка colonised indigenous peoples of the Russian Federation - колонизированные коренные народы Российской Федерации.
Увы, ждать принятия подобных формулировок от российских либералов пока не приходится. Но, возможно, это уже не так важно. Их отношение к проблеме деколонизации собственного сознания хорошо синтезирует анекдот о разбитом горшке:
"Во-первых, я горшок не брал. Во-вторых, я вернул его целым. А в третьих, когда я его брал, он уже был разбитым"
-----------------------------------------------------
Да текст великоват, и я его противу обыкновения почти не сокращал, хотя пальцы зудели. Потому что авто хотела захватить слишком многое, опровергнуть все важнейшие направления критики и т.п. А нужно бы сосредоточиться на центральных идеях. Кторых как мне кажется две а) ну какая же мы империя? б)мы сами жертвы Ну может еще добавить в)империей является только Москва, а вся остальная Россия это колония, такая же как Тува, а может и похуже.
Это кстати массово популярный довод, но в устах оппозиции Ахматовой-Городницкого, или Навального-Яшина он не звучит никогда, ибо носители самого передового русского либерализма сами поголовно представители столиц.
НО это должно было прозвучать в максимально авторском исполнении - и это важный текст, над которым, я почти не сомневаюсь в этом, еще будут работать, причем оппозиция будет исходить прежде всего от оппозиции а не от власти, власть предпочтет доверить это русским интеллектуалам, а они я думаю займутся опровержениями.
Но я сам воспитанный империей и выросший патриотом империи (мне как и Пушкину было "досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство"). И я долго выдавливал из себя раба и судя по всему далеко не выдавил его полностью. НО я не один раз убеждался как невозможно было русскому поверить, что украинцы могли чувствовать себя угнетенными и колонизированными, мне во всяком случае никого из русских убедить не удалось.
Потому важность этого текста в моих глазах велика