Вот оно как оказалось... эволюция образования в России

Sep 08, 2024 14:18


Сергей Чернышев анализирует перемены, которые произошли с российским образованием за пару лет - они весьма примечательны и заслуживают знакомства и даже обсуждения. Я заметно сократил текст, но и в сокращенном виде смыслы происходящего вполне ясны, по крайней мере мне так кажется.

https://www.svoboda.org/a/33107127.html
--------------------------------------------------

Всего лишь два с половиной года назад, в марте 2022 года, появление в СМИ методичек прообраза будущих "Разговоров о важном" вызвало федеральный скандал. А департамент образования Томской области (именно там впервые и обнаружил эти методички местный канал "ТВ-2") публично открещивался от находки: дескать, ничего такого и в помине быть не могло, школы свободны в своей воспитательной деятельности. Об этом полезно вспоминать каждый раз, когда мы подводим итоги очередного учебного года, как о символической "точке отсчета". Вон как оно было, и совсем недавно.

С тех пор российское образование проделало большой путь. Оттолкнувшись от единичных идеологических уроков, пройдя стадию "посылок на фронт" и коллективных писем ректоров российских вузов в поддержку"специальной военной операции", на второй "военный" учебный год российское образование твердо и четко обозначило свои подлинные цели: оно желает до мелочей контролировать все стороны жизни своих подопечных на понятных идеологических основаниях.

Прошедший 2023/2024 учебный год был богат на такие инициативы. Это был первый год, когда государство перешло к прямому регулированию школьных учебных планов - так появились обязательные для всех "федеральные образовательные программы", где до запятой прописано, что школьники с 1-го по 11-й класс должны проходить на каждом уроке. Естественно, ради "воспитания чувства патриотизма" (это из рабочей программы по географии) и "осознания общероссийской гражданственности" (а это уже из программы по русскому языку).

В университетах же появилась обязательная для неисторических специальностей "История России" в объеме не меньше 144 часов и квинтэссенция научной мысли путинского обществоведения - курс "Основы российской государственности", обязательный с этого года для всех студентов. Чтобы насладиться его содержанием, достаточно бегло пробежаться по структуре курса, которая состоит из пяти блоков: "Что такое Россия", "Российское государство-цивилизация", "Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации", "Политическое устройство" и "Вызовы будущего и развитие страны".

В школах и университетах обязательным стало "Движение первых". Теперь уровень охвата подопечных этим движением - один из отчетных показателей для любого директора школы и проректора по воспитательной работе вуза. И без того единое движение раз в год становится еще более единым и проводит "День единых действий" - нечто вроде "пятиминуток ненависти" из романа Оруэлла, только позитивных, с элементами самолюбования.

Единым стало изучение истории. Причем не только общероссийской, но и региональной. Согласно утвержденным президентским указом от 8 мая этого года "Основам государственной политики РФ в области исторического просвещения", предполагается разработка "единого историко-культурного стандарта по истории родного края для каждого субъекта Российской Федерации". Вот так непринужденно все регионы - от Чукотки до Калининграда - получат единые исторические методички. И ведь получат же, можно не сомневаться!

Даже повседневная жизнь подопечных должна быть унифицированной до мелочей. Поручениями президента в этом году регулировался объем домашних заданий школьников. А Министерство просвещения РФ со дня на день обещает представить программу для родителей "от 0 до 18" - чтобы, по словам министра Сергея Кравцова, "каждый родитель имел фактически рекомендации на каждый день, как заниматься воспитанием ребенка".

С 1 сентября 2024 года в школы возвращаются обязательные уроки труда. Отменяются всероссийские проверочные работы по иностранным языкам. Зато становится обязательным еженедельное поднятие государственного флага России - наконец-то неформальную практику, существовавшую с начала войны, закрепили на уровне закона.

В первый "военный" учебный год государство поняло, что учителя школ и преподаватели университетов совершенно не собираются бастовать против милитаристских инициатив (по-видимому, даже для правительства это было некоторым сюрпризом). Пропагандой в школах и вузах занимаются не какие-то там особенным образом идеологически накачанные пропагандисты, а обычные доценты многочисленных кафедр политологии и социологии, которые вполне рады внезапно свалившейся на них дополнительной и хорошо оплачиваемой нагрузке, это обычные люди, легко и непринужденно включившиеся в систему государственной пропаганды ради улучшения своего личного материального положения.

Поэтому нет никаких оснований не верить относительно свежему опросу ВЦИОМ, в котором утверждается, что 89% учителей однозначно поддерживают нынешнюю "политику защиты традиционных духовно-нравственных ценностей в России" (проще говоря, милитаристскую пропаганду). Тем более что уже появилось как минимум два независимых исследования - федеральное и региональное, которые подтверждают выводы ВЦИОМ: российские учителя радуются сопричастности к великому, ратуют за усиление воспитательной работы и выступают за "объективное информирование школьников об СВО". Видимо, большинство из них почувствовали себя сейчас по-особому востребованными государством - и отвечают государству взаимностью и полной поддержкой.

Трудно поверить, но в самом конце 2012 года (это уже на третьем сроке Путина, но еще до Крыма) в России был принят либеральный закон "Об образовании", согласно которому никто не мог диктовать школе или университету, чему и как учить детей. Всего лишь за 12 лет (и особенно - за военные 2022-2024 годы) российское образование проделало путь от этого совершенно очевидного для всего мира тезиса к обязательным викторинам на знание очередного интервью "вождя нации" в начальной школе и борьбе с "проявлениями буржуазной ментальности" в университетах.

-----------------------------------------

Что получается по Чернышову.
За считанные годы Россия скатилась из вполне европейского (не самого лучшего, но все еще европейского) положения в образовании с ощутимыми академическими свободами особенно в вузах, но также ведь и в школах, к абсолютно казарменному и хорошо мне знакомому положению времен товарища Сталина (я ведь учился в сталинской школе и неплохо помню, как это выглядело).

И вот что замечательно: и учащиеся, и родители и сами педагоги встретили новую несвободу чуть ли не с восторгом. Я понимаю, что не все, но большинство. И конечно учителя писали доносы на учеников, которые были недовольны переменами. И конечно недовольство очень быстро затихло. А в общем и академическое общество России, и все общество России встретили этот возврат к сталинским временам чуть ли не с удовольствием. Теперь на вопрос "если вы такие умные , то почем не ходите строем?" русская интеллигенция хором отвечает "А мы уже ходим".

Скорость превращения впечатляет. И кроме всего прочего эта скорость говорит и о будущем. О том, что обратная трансформация будет совершаться не в пример медленнее. И это можно уверенно предсказывать уже сейчас.

образование, свобода, трансформация, Россия

Previous post Next post
Up