Саморазрушение Израиля (продолжение)

Mar 16, 2024 14:48


Текст ниже продолжение изложения статьи Алуфа Бенна для ресурса Foreign Affairs (https://www.foreignaffairs.com/israel/israels-netanyahu-self-destruction?utm_medium=promo_email&utm_source=lo_flows&utm_campaign=registered_user_welcome&utm_term=email_1&utm_content=20240315) . Материал достаточно пространный, даже в несколько сокращенном изложении, поэтому я разбил его на три части. Первая часть была опубликована вчера (https://trim-c.livejournal.com/5343347.html), а сейчас я предлагаю читателям вторую часть текста
------------------------------------------------

Вместо того, чтобы беспокоиться о палестинцах, израильтяне начали сосредотачиваться на воплощении в жизнь западной мечты о процветании и спокойствии. С января 2010 года по декабрь 2022 года цены на недвижимость в Израиле выросли более чем вдвое, поскольку горизонт Тель-Авива заполнился высотными квартирами и офисными комплексами. ВВП страны вырос более чем на 60 процентов благодаря тому, что технологические предприниматели открыли успешный бизнес, а энергетические компании обнаружили морские месторождения природного газа в израильских водах. Будущее выглядело светлым. Страна, казалось, обошла палестинцев, и сделала это, не жертвуя ничем ради мирного соглашения.
На международном уровне страна также процветала. Вашингтон вышел из ядерного пакта с Ираном после того, как Дональд Трамп стал президентом. Трамп также перенес американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, а его администрация признала аннексию Израилем Голанских высот у Сирии. При Трампе Соединенные Штаты помогли Израилю заключить Авраамовы соглашения, нормализуя его отношения с Бахрейном, Марокко, Суданом и Объединенными Арабскими Эмиратами - перспектива, которая когда-то казалась невозможной без израильско-палестинского мирного соглашения.

Отодвигая на второй план палестинский вопрос, Нетаньяху также работал над преобразованием внутреннего общества Израиля. После победы на переизбрании в 2015 году Нетаньяху сформировал правую коалицию, чтобы возродить свою давнюю мечту о разжигании консервативной революции. И снова премьер-министр начал выступать против «элит» и развязал культурную войну против прежнего истеблишмента, который он считал враждебным по отношению к себе и слишком либеральным для своих сторонников. В 2018 году он добился принятия важного и противоречивого закона, который определял Израиль как «национальное государство еврейского народа» и провозглашал, что евреи имеют «уникальное» право «осуществлять самоопределение» на его территории. Он дал национальное преимущество еврейскому большинству страны.

С 2019 до 2022 год страна вступила в период политических смут и неустойчивости, и в 2022-м оппозиция Биби получила власть на очередных внеочередных выборов. однако оппозиция Нетаньяху никогда не оспаривала основную предпосылку его правления: Израиль может процветать, не решая палестинский вопрос. Беннет и Лапид стремились сохранить статус-кво по отношению к палестинцам и просто сосредоточиться на том, чтобы удержать Нетаньяху от должности.
Однако в 2022-м оппозиционное правительство рухнуло. Когда страна организовала очередные выборы, Биби укрепил свою базу из правых, ультраортодоксальных евреев и социально-консервативных евреев. Чтобы вернуть себе власть, он обратился, в частности, к поселенцам Западного Берега, демографической группе, которая все еще считала израильско-палестинский конфликт смыслом своего существования. Эти религиозные сионисты остались верны своей мечте об иудаизации оккупированных территорий и превращении их в формальную часть Израиля. Они надеялись, что, если им представится такая возможность, они смогут изгнать палестинское население с территорий.

ПЕРЕХОД БИБИ

На выборах в Израиле в ноябре 2022 года Нетаньяху вернул себе власть. Его коалиция получила 64 из 120 мест в израильском парламенте, что является большим достижением по недавним стандартам. Ключевыми фигурами в новом правительстве были Бецалель Смотрич, лидер националистической религиозной партии, представляющей поселенцев Западного берега, и агрессивный экстремист Бен-Гвир. Работая с ультраортодоксальными партиями, Нетаньяху, Смотрич и Бен-Гвир разработали план автократического и теократического Израиля. Например, в директивах нового кабинета министров провозглашалось, что «еврейский народ имеет исключительное, неотъемлемое право на всю Землю Израиля», категорически отрицая любые претензии палестинцев на территорию, даже в секторе Газа.
Радикальное новое правительство Нетаньяху вызвало возмущение среди израильских либералов и центристов. Но даже несмотря на то, что унижение палестинцев было центральным элементом формируемой повестки дня, оппозиция новому кабинету игнорировала судьбу оккупированных территорий и Аль-Аксы. Вместо этого они сосредоточились в основном на судебной реформе Нетаньяху. Предложенные коалицией законы ограничивали независимость Верховного суда Израиля - хранителя гражданских прав и прав человека в стране, где нет официальной конституции, - и разрушали систему сдержек и противовесов исполнительной власти. Если бы они были приняты, эти законопроекты значительно облегчили бы Нетаньяху и его партнерам построение автократии и, возможно, даже избавили бы его от суда по делу о коррупции.

Законопроекты о судебной реформе были, без сомнения, чрезвычайно опасны. Они по праву вызвали огромную волну протестов, в которых участвовали сотни тысяч израильтян. Но, противодействуя этому перевороту, оппоненты Нетаньяху снова действовали так, как будто оккупация не имела к этому никакого отношения. Демонстранты избегали упоминаний об оккупации или несуществующем мирном процессе из-за страха быть обвиненными в отсутствии патриотизма. Поэтому израильские арабы, составляющие около 20 процентов населения страны, в основном воздерживались от присоединения к демонстрациям. Делегитимизируя опасения израильских арабов, демонстранты сыграли на руку стратегии Нетаньяху битва за судебную реформу продолжалась как внутриеврейское дело.

Нетаньяху уже давно отвергает генеральское видение Израиля, сильного в военном отношении, но гибкого в дипломатическом отношении. Он также высмеивал их характеры, которые считал робкими, лишенными воображения и даже подрывными. Поэтому не было шоком, когда он уволил своего министра обороны, генерала в отставке Йоава Галланта, после того, как Галлант появился в прямом эфире телевидения в марте 2023 года, чтобы предупредить, что разногласия в Израиле сделали страну уязвимой и что война неизбежна. Но Нетаньяху проигнорировал предупреждение Галланта. Он также проигнорировал более подробное предупреждение, сделанное в июле главным аналитиком военной разведки Израиля, о том, что враги могут нанести удар по стране. Нетаньяху, очевидно, полагал, что такие предупреждения были политически мотивированы.

Хотя план нападения ХАМАСа был известен израильской разведке, и хотя группа военных ХАМАСа практиковала маневры перед наблюдательными постами ЦАХАЛа, высокопоставленные военные и разведчики не смогли представить, что их противник в секторе Газа действительно может довести дело до конца. Тем не менее, тот факт, что Нетаньяху не провел серьезных обсуждений по поводу полученных им разведданных, не может быть оправдан, как и его отказ пойти на серьезный компромисс с политической оппозицией и залечить раскол в стране. Вместо этого он решил продолжить свой судебный переворот, несмотря на серьезные предупреждения и возможную ответную реакцию.

Премьер-министр был настолько самоуверен, что 22 сентября он вышел на сцену Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы продвигать карту «нового Ближнего Востока», центром которой является Израиль. Он ясно дал понять, что палестинцы стали лишь второстепенной мыслью как для Израиля, так и для всего региона. «Мы не должны давать палестинцам право вето на новые мирные договоры», - сказал он. «Палестинцы составляют лишь два процента арабского мира». Две недели спустя ХАМАС совершил нападение, разрушив планы Нетаньяху.

------------------------------------
Тут я хотел бы отметить один пункт. Автор акцентирует как ошибку тот факт, что протесты на Каплан фактически отмежевывались от арабской проблематики, и рассматривали проблему оппозиции курсу Нетаньяху-Смотрича-Бен-Гвира как сугубо внутриеврейское дело.

Т.е. в отношении проблемы взаимодействия палестинцами оппозиция занимала позицию близкую к коалиции. Этим оппозиция таке оттолкнула палестинцев и дала преимущество палестинским непримиримым. Ни разу не считая себя специалистом отмечу: палестинцы долгие годы готовились к нанесению удара, и они спланировали его до протестов на Каплан. Потому логично как мне кажется полагать, что и при иной позиции протестующих по арабскому вопросу, планы атаки 7 октября вряд ли изменились бы.

Вообще автор акцентирует внимание именно на палестинской проблеме. Возможно потому, что именно палестинская проблема вызвала войну. Однако в Израиле полно проблем и без арабов, и их число растет со временем. И среди них есть столь же экзистенциальные как и проблема сосуществование с палестинцами.

Сказанное не уменьшает важность и значение палестинской проблемы для самого существования Израиля

перспективы, мир, война, Израиль

Previous post Next post
Up