Я влюбился в Льва Толстого в 15 лет - и остался верен этой любви всю жизнь Для меня Лев Толстой - писатель номер один в мировой литературе. Однако что касается взглядов Толстого, тут я со многим был не согласен, но особенно нелепым казался мне принцип непротивления злу насилием.
Воспитанный в сталинские времена, я разумеется исповедовал принцип, что "если враг нее сдается, его уничтожают". Не то что в пятнадцать, но и в тридцать лет принцип непротивления злу казался мне верхом нелепости. Однако в сорок лет моя оценка стала менее категоричной, в пятьдесят я стал думать. что тут есть много правды. А в шестьдесят я понял, причем уже без связи с Толстым, просто анализируя события, что добро крайне редко сражается со злом, в борьбу со злом вступает чаще всего другое зло (
https://trim-c.livejournal.com/521672.html). Тогда как добро в это время занято другими делами.
И именно этот тезис как мне кажется лежит в основе идей Ганди и Толстого. Тот кто начинает сражаться со Злом методами Зла сам становится злом.
На днях сайт РС опубликовал очерк о визите, который в 1903 году нанес Льву Толстому известный американский политик Уильям Дженнингс Брайан
И одной из обсуждавшихся тем было как раз непротивление злу насилием. Вот как описывает это обсуждение сам Толстой
-------------------------------
Ha днях в одном из самых передовых журналов я прочел с полной уверенностью в своей справедливости выраженное мнение образованного и умного писателя о том, что признание мною принципа непротивления злу насилием есть печальное и отчасти комическое заблуждение, которое, принимая во внимание мою старость и некоторые заслуги, можно обходить только снисходительным молчанием.
Точно такое же отношение к этому вопросу я встретил и в моей беседе с замечательно умным и передовым американцем Брайяном. Он, точно так же с очевидным намерением мягко и учтиво показать мне мое заблуждение, спросил у меня о том, как я объясняю свое странное положение о непротивлении злу насилием, и, как всегда, привел всем кажущийся неотразимым довод о разбойнике, убивающем или насилующем ребенка. Я сказал ему, что я признаю непротивление злу насилием потому, что, прожив 75 лет, я ни разу, кроме как в рассуждениях, не встретил того фантастического разбойника, который на моих глазах желал убить или изнасиловать ребенка, но не переставая видел и вижу не одного, а миллионы разбойников, насилующих и детей, и женщин, и взрослых, и стариков, и старух, и всех рабочих людей во имя допущенного права насилия над себе подобными. Когда я сказал это, мой милый собеседник со свойственной ему быстротой понимания, не дав мне договорить, засмеялся и признал мой аргумент удовлетворительным.
Парадоксальность тезиса в том, что Толстой призывает людей к Добру и осознанию того, что насилие всегда зло. При этом он разумеется знает, что законы и традиции нашего общества в определенных случаях прямо обязывают человека и гражданина прибегать к насилию. Пафос Толстого в том и состоит, что в наше время просто ВСЕГДА насильник и убийца оправдывает свои деяния НЕОБХОДИМОСТЬЮ ЗАЩИТЫ РЕБЕНКА.
Путин это делает просто в каждом выступлении, "Россия ни на кого не нападала" - это дословная цитата Лаврова, Путин повторил довод Гитлера "Гитлер БЫЛ ВЫНУЖДЕН напасть на Польшу". И конечно же ХАМАС действовал исключительно в целях защиты арабских детей от убийц, захватчиков и насильников - евреев. И это главный лозунг антиеврейских выступлений не только в странах глобального Юга, но и в штатах, и в Европе.
Т.е. именно этот довод как главное опровержение тезиса Толстого есть по существу его главное оправдание. Ибо мы ежедневно видим убийц и насильников, которые всегда размахивают своим главным оправданием - они были вынуждены убивать, чтобы защитить невинных.
Справедливая и оборонительная война есть гражданский долг и человеческий долг - это бесспорно. НО человечеству давно бы следует понять простую истину. Записанную кстати в заповедях, которые признают священными и иудеи, и мусульмане и христиане
НЕ УБИВАЙ
Т.е. убийство зло, даже абсолютно необходимое убийство. Оно калечит прежде всего самого убийцу - и воины это герои, ибо они жертвуют частью своей души ради нашей защиты. И это не люди которым надо поклоняться и подражать - в реальности и чаще всего это люди, которые нуждаются в помощи.
У них искалечены души, и я будучи малым ребенком видел, какими приходили мужчины с той Великой войны - они были очень страшными и отходили долго: мой отец стал более-менее нормальным году к 50-му- 51-му.
И хорошо бы это понимать.