Обстановка на фронтах тревожная, русские наступают им кое-где им удалось расширить захваченную территорию. А главные новости в Украине исходят не от военных, а от политиков. Сам по себе этот факт звучит крайне тревожно. Тем более, что подобные факты не единичны. И но выглядят наезды спецслужб на журналистов-расследователей. Речь идет Юрии Николове, который раскопал самый серьезный из попавших в печать скандал времен Януковича - скандал с "вышками Бойко". НО и о коррупции в украинской арми тоже провел нашумевшее расследованиеА также о попытке следить за известнейшей группой Бигуса, осуществившей не одно скандальное расследование деятельности украинских политиков высшего ранга - чего стоит серия публикаций о скандальных элементах деятельности на посту президента Петра Порошенко.
В связи с этими скандалами Юрий Николов дал интервью радио НВ, с которым я и знакомлю читателя
https://nv.ua/ukraine/politics/nikolov-ob-atake-na-smi-i-biznes-komu-vygodno-i-chto-s-reznikovym-novosti-ukrainy-50385960.html---------------------------
Правоохранители сегодня установили людей, которые ломились в ваш дом, клеили наклейки на вашу дверь, призывали идти на фронт, называли уклонистом и себя называли военными. Вы кого-то там узнали?
- Сам по себе факт того, что кого-то задержали и сказали, что это исполнители этого преступления, уже приятно, потому что перед вторжением, напомню, было такое, что моему товарищу Виталию Шабунину ночью дом сожгли, где родители спали. И тогда полиция не смогла даже исполнителей задержать.
Теперь жду еще лучшей новости, что будет установлен организатор этого преступления. Поскольку мне как-то себе сложно представить, что люди из четырех разных регионов сгрудились, материализовались у меня на этаже в Киеве, в моей многоэтажке, и устроили этот бардак. И прямо по ходу того, как ломились мне в дверь, смогли каким-то образом залить видео на один из телеграм-каналов Карточный офис, который славится тем, что гоняет врагов Офиса президента.
Поэтому я искренне надеюсь, что правоохранители пойдут дальше. Если это преступление останется так, на уровне исполнителей, то всё может закончиться штрафами.
- Вы не пробовали сами выяснить, кто может стоять за нападением «на вашу дверь»?
- К сожалению, мой кейс, в отличие от многих других, невозможно распутать нашими усилиями, поскольку свидетелей не было. Я живу в обычном спальном районе, здесь не было камер, доступных для анализа. Поэтому журналистам здесь делать действительно фактически было нечего, поскольку такие преступления обычно расследуются средствами, которые есть исключительно у правоохранителей - дистанционные отслеживания и так далее.
- А у вас у самого нет предположений, кто может стоять за нападением по состоянию на сейчас?
- Я действую в этой ситуации с позиции «ищу, кому выгодно». Это гипотеза никоим образом не подтверждена. Бенефициарами этого нападения, а также других нападений, которые произошли в эти дни, являются исключительно враги Украины. Только враг Украины мог устроить такие провокации, последствиями которых были публикации в Financial Times, Reuters, Bloomberg, о том, что у нас здесь притеснения демократии, притеснения свободы слова. Это абсолютная дичь.
Конечно, возможно, они имели целью дискредитацию людей, которые говорят в Украине правду. Но эффект, который они достигли, к сожалению, был намного больше. Исключительно особенностями их IQ можно объяснить то, что произошло. Или же это реальная история с умыслом именно на дискредитацию Украины.
- А вы связываете эти две истории - свою и потом Bihus.Info? Вы предполагаете, что это составляющие одного пазла?
- Да, безусловно, поскольку обе эти истории, вышли фактически с разницей в два дня. Вот по Bihus.Info абсолютно понятно, что история готовилась долго, потому что в анонимный телеграмм-канал слили видео, которое записывалось перед Новым годом в декабре.
Но обе эти истории публикуются тогда, когда Владимир Зеленский поехал в Давос. То есть выглядит, как подгадали, чтобы наш президент был в Давосе, рассказывал о том, что Украина - хорошая страна, сюда стоит инвестировать, сюда стоит идти, здесь стоит защищать демократию, а ему в спину прилетели такие вещи. Прямо во время Давоса выходили эти дискредитационные заголовки. Худшего удара по Украине не придумать.
По Бигусам явно работали люди, связанные со спецслужбами. По мне, очевидно, могли сработать какие-то политехнологи. Но я думаю, что согласование всех этих историй, расстановка во времени должна идти с одного телефона. Надеюсь, этот телефон будет обнаружен.
- У вас нет предположений, где этот телефон? Он в Украине?
- Исходя из того, кто бенефициар, может быть телефон управляемый не из Украины. Я не хочу сейчас уходить в худшие предположения, но просто надеюсь, что правда будет установлена, какой бы горькой она ни была.
- Многие наши коллеги синхронно вспомнили времена Януковича, говорят, что это те же методы, те же способы, те же инструменты. Проводите ли вы эту параллель? Согласны ли вы с этим? Или это слишком?
- Смотрите, во времена Януковича я с моим коллегой Алексеем Шалайским прославились тем, что выпустили расследование по вышкам Бойко. Это на тот момент была, возможно, самая громкая история 2012 года.
Но я точно помню, что тогда ни на меня, ни на Алексея не было таких попыток воздействия. Нам не угрожали, нас не запугивали, не передавали приветы. Да, мы получали обычный хейт в соцсетях. Да, на нас по другим поводам подавали много исков, среди которых были сторонники власти. Мы все иски выигрывали, то есть нет у нас греха за душой.
Да, я помню атаки на других журналистов тогда. Да, я помню дискредитационную кампанию, которая называлась Украинская Кривда. Мои коллеги по цеху, кто тогда работал, должны хорошо помнить. Но вот таких массовых атак… Честно, мне в голову так не приходит. Поэтому я со временами Януковича не сравниваю.
К сожалению, я со временами Януковича могу сравнить другое - поведение правоохранителей. Вот чего у нас не было давно, так это точно. Во времена Януковича, конечно, были притеснения свободы слова, многие редакции заткнули рот, как говорится. Но далеко не все, тогда свобода слова все равно оставалась. Но правоохранители тогда, кроме того, что они не замечали обычной коррупции, тоже устраивали большое давление на бизнес.
Все помнят, как «донецкие эффективные менеджеры» с ноги могли открыть дверь фактически в любую фирму и потребовать 50 плюс 1% уставного капитала. То есть тогда крупные компании переживали такое давление. Вот такого давно не было.
И я говорил всегда, что во времена Владимира Зеленского, скажем так, есть коррупция, конечно, и в закупках, и в государственных институтах, мы же все-таки Украина, и одномоментно невозможно выздороветь. Но я всегда говорил, что от времен Януковича нас отличает то, что на бизнес нет такого давления огромного, как тогда было. И вот, к сожалению, последние дни и недели нам дарят возвращение.
-----------------------
В общем идет мощная кампания по дискредитации Украины и украинской власти, причем пик кампании подверстали как раз под поездку президента в Давос. При этом сопутствующая информационная обработка населения организована таким образом, что вот тут в моем журнале меня упрекают в том, что я не рассматривал важную версию - что все это организовал Зеленский.
Уже сам по себе факт свидетельствует о том, что кампания носит политический характер и направлена на дискредитацию Украины и ее политического руководства. И по настоящему пугает тот факт, что люди сами себя считающие украинскими патриотами и убежденные в этом вполне искренне, готовы верить любой мерзости о нашей политической власти вообще и о президенте в первую очередь . Какую роль они при этом объективно играют и чьи интересы пропагандируют - этот вопрос в их головах не возникает. Чтобы избежать персональных ассоциаций сразу сообщаю - я подобные версии и даже рассмотрение Зеленского в качестве единственно возможно источника слышал не от одного и не от двух.
Так что угроза абсолютно реальна.
Я существенно сократил текст Николова, поскольку меня интересовал один и на мой взгляд главный мотив. НО по ссылке можно прочесть полный вариант. Или если у вас больше вкуса к видео - можно посмотреть и послушать
Click to view