В который раз воспользуюсь материалом Тома Купера - австрийского аналитика, не склонного рисовать розовые облака. Он достаточно длинно описывает охоту на СЭТАВРА российский летающий радар. При этом рассказал ряд деталей которые мне были интересны - надеюсь что и читателям (хотя бы некоторым) тоже будет любопытно
https://nv.ua/opinion/tom-kuper-rasskazal-chto-provernuli-vsu-chtoby-sbit-rossiyskiy-a50-50385653.html---------------------------------------
Итак, что может делать A-50 и почему он так важен?
Снова и снова в своем анализе войны в Украине я использовал программное обеспечение Cambridge Pixel, чтобы продемонстрировать, насколько ограничено покрытие наземных радаров.
Например, если взглянуть на покрытие наземным радаром, размещенным в районе Евпатории на оккупированном Россией Крымском полуострове (один из двух центров российской ПВО на полуострове), то можно заметить, что из-за особенностей рельефа местности и даже при размещении на мачте высотой 50 метров этот радар не может обнаружить объекты, приближающиеся с севера на высотах менее 20 метров (зеленая зона), 100 метров (желтая зона), и имеет очень ограниченные возможности обнаружения даже против объектов, приближающихся с севера на высоте до 500 метров (оранжевая зона). Он сможет обнаружить вовремя только объекты, приближающиеся с севера и работающие на высотах более 500 метров - так, чтобы ПВО успела среагировать.
Но если поместить этот радар на самолет, летящий на высоте 8000 метров…
Хей! Он сможет обнаружить «все» в радиусе, скажем, 300 километров. Проблемы возникнут только с низколетящими объектами, пока они находятся на высоте менее 100 метров к северу от материка
Что такое AEW?
Именно поэтому уже в 1940-х годах сначала англичане, потом американцы, а затем (гораздо позже) и многие другие начали разрабатывать самолеты с системой раннего предупреждения о ракетном нападении (Airborne Early Warning, или AEW). По сути, они разместили радиолокационные станции на самолетах.
В определенной степени, благодаря информационным технологиям, сегодня это «не проблема». В мире насчитывается около дюжины различных самолетов раннего предупреждения о ракетном нападении, состоящих на вооружении, по меньшей мере, 20 различных ВВС. Однако следует помнить, что «в те времена» - в 1940-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е и даже в 1980-е - радары все еще были «большими и сложными устройствами». Электроника, обеспечивающая их работу - ранние компьютеры - была такого же размера. Поэтому было очень трудно поместить все это в самолет.
Следующая проблема заключалась в «помехах от земли»: радар, «смотрящий сверху на землю», принимает множество эхо-сигналов от земли, даже от поверхности моря (особенно если погода ветреная или идет дождь). Это называется «помехи от земли»: пока не были изобретены микротехнологии, и особенно пока соответствующие процессоры и программное обеспечение не были «продвинуты» до необходимого уровня - в 1980-х годах - самолеты AEW сильно страдали от помех от земли.
Третья проблема заключалась в передаче или «загрузке», полученной радиолокационной картинки на командные узлы («штабы») на земле: у самолета AEW мог быть свой собственный экипаж для анализа радиолокационной картинки и принятия соответствующих мер, но «генералы» предпочитали сами видеть, что происходит, и принимать решения самостоятельно. Этот вопрос был настолько важен, что его решение в конечном итоге привело к созданию того, что мы сегодня знаем как «интернет», а значит, и социальных сетей: то есть к созданию сети излучателей и приемников - одни на самолетах, другие на наземных станциях - которые могут обмениваться огромными объемами данных в режиме реального времени.
В чем разница между AEW и AWACS или по-русски СРДЛО (СРДЛО - самолёт дальнего радиолокационного обнаружения)?
Просто установить антенну радара на борту самолета не получится: радару все равно нужен источник питания (запомните: чем больше антенна и чем выше выходная мощность, тем больше дальность действия радара). Более того, до 2000-х годов старые радарные системы использовали антенны, которые вращались вокруг своей оси, чтобы сканировать пространство вокруг себя на 360°. Поэтому им требовался источник питания и механика, необходимая для вращения антенны. Так было, например, с А-50. Далее, самолету AEW требуются рабочие станции для экипажа, обслуживающего радар (люди «просто' следят за тем, чтобы радар действительно работал), в дополнение к «авиадиспетчерам» (люди, фактически использующие разведданные, собранные радаром), плюс мощные радиостанции и излучатели - и источники питания для всего этого. В этом и заключалась суть самолетов AEW.
Тем временем в 1970-х годах США пошли еще дальше (при значительном финансировании со стороны шаха Ирана): Компания Boeing установила на свой самолет E-3 Sentry не только очень мощный радар, очень мощные процессоры и отличное программное обеспечение, рабочие места для операторов радаров, радиостанции и средства связи, но и рабочие места для диспетчеров, системы радиоэлектронной борьбы, даже места для лингвистов, способных отслеживать радиосвязь противника в режиме реального времени - п люс там даже была «комната», позволяющая экипажу отдыхать во время длительных полетов (часто длящихся дольше восьми часов). Так появился термин «самолет раннего предупреждения и управления» (Airborne Early Warning and Control Aircraft, AWACS). Как правило, и по сей день самолеты AWACS намного больше, сложнее и дороже, чем самолеты AEW.
Советский Союз в 1980-х годах отставал от Запада в области микротехнологий, поэтому возможности и характеристики А-50 были сопоставимы максимум с Grumman E-2C Hawkeye начала 1970-х годов.
А-50 получил относительно мощный радар, но он все равно страдал от помех от земли, поскольку процессоры и программное обеспечение, используемые для поддержки этого радара, были недостаточно хороши, чтобы полностью очистить его. Его оборудование связи отставало, отсутствовало большинство средств радиоэлектронной борьбы и т. д. Только в 1990-х и 2000-х годах русские постепенно ввели некоторые улучшения. В конце концов, это привело к серьезной модернизации - в виде А-50У, на котором были установлены новые процессоры. Таким образом, самолет можно было эффективно использовать не только над морем, но и над землей.
Однако средства связи и радиоэлектронной борьбы А-50 все еще оставались недостаточными: настолько недостаточными, что большую часть времени он исполнял роль простого «авиадиспетчера», и его всегда должны были сопровождать самолеты радиоэлектронной борьбы Ил-20М и десантные командные пункты Ил-22М. Поэтому русские тем временем начали разработку «настоящего» AWACS/СРДЛО в виде варианта А-100. Прежде всего, и даже в этом случае, система Путина настолько высокоэффективна, что за 20 лет правления ей удалось развернуть всего 8 или 9 А-50У и 1 А-100.
…а затем А-50 (и сопровождающие их Ил-20 и Ил-22) были так интенсивно задействованы в начале тотального вторжения на Украину, что один за другим выходили из строя: их бортовое оборудование требовало ремонта (а экипажи - отдыха и переобучения) … и их ремонт сильно зависел от приобретения IT-технологий, не производимых в России: значит, они не могли быть отремонтированы.
…а затем один из А-50У был поврежден украинскими БПЛА при переброске в Беларусь (и один Ил-22М сбит наемниками Вагнера во время их бунта в июне прошлого года). В итоге, как уже говорилось выше, на начало этого года только три А-50 оставались полностью боеспособными.
Так что же произошло 14 января 2024 года над Азовским морем?
Судя по тому, что можно услышать в социальных сетях, события развивались примерно так:
1. 13 января 2024 года украинские ВВС Украины нанесли серию авиаударов по российским наземным радарам и системам ПВО на оккупированном Крымском полуострове.
2. Несколько радаров были выведены из строя.
3. В результате русские приказали поднять в воздух один из своих немногочисленных А-50У. И, как обычно, в дополнение к самолету с недостаточным для выполнения задачи оборудованием, его сопровождал воздушный командный пункт Ил-22М, а также, вероятно, самолет радиоэлектронной борьбы Ил-20М.
4. Проблема: дальность действия радара А-50У была слишком мала, чтобы обнаружить приближающиеся украинские самолеты и ракеты с достаточного расстояния. Таким образом, самолет должен был действовать очень близко к линии фронта: всего в 80−90 километрах от нее.
5. Само по себе это «не проблема» - по крайней мере, до тех пор, пока поблизости не было украинских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) с большей дальностью действия.
6. 13 января 2024 года украинские авиаудары не только заставили российских сверхумных генералов приказать приблизить А-50У и Ил-22М к линии фронта, но: в то же самое время ВКС РФ также нанесли свои авиаудары. Как обычно, эти два самолета сопровождали - вероятно, как минимум пара перехватчиков Су-30СМ. Кроме того, Су-34 выпустили по целям на территории Украины высокоточные управляемые боеприпасы Х-59.
7. Активность России привлекла немало внимания Запада: безусловно, это помогло украинскому планированию последующих операций.
8. Далее известно, что экипаж одного из Су-34 сообщил, что его собственные системы радиоэлектронной борьбы зафиксировали излучение радара одной из украинских С-300 (по данным ASCC/НАТО, SA-10 Grumble), о существовании которой ранее не было известно.
9. Спустя несколько минут А-50 и Ил-22 были обстреляны ракетами класса «земля-воздух».
10. А-50 (борт 50, серийный номер RF-50601) был сбит, подожжен и упал в болота к югу от Преслава, вероятно, потеряв весь экипаж.
11. Ракета, нацеленная на Ил-20М, сработала вблизи цели, изрешетив ее осколками: согласно сообщениям в российских социальных сетях, по меньшей мере, два члена экипажа погибли, еще двое получили ранения (один из них все еще находится в критическом состоянии). Однако экипаж сумел перегнать сильно поврежденный самолет обратно в аэропорт Анапы и благополучно посадить его.
Как это могло произойти, и что можно сказать о методах, которые украинцы использовали для достижения этого впечатляющего успеха?
Хотя очевидно, что это была «засада» - один или два ЗРК ВСУ работали в «штурмовом режиме» - некоторые предполагают, что украинцы развернули один из своих Franken-SAMов" - что-то вроде «ракет Patriot, спаренных с системами С-300». Конечно, это возможно, но я не думаю, что все это было результатом такой сложной операции: вещи, которые срабатывают так успешно, обычно основаны на гораздо более простых решениях.
1. Украинские авиаудары по российским системам ПВО на оккупированном Крымском полуострове 13 января заставили россиян отреагировать так, как украинцы и предполагали: через день, 14 января, они «перебросили» свои А-50У ближе к линии фронта.
Когда кто-то ведет себя предсказуемо, на него легко устроить засаду - и убить.
2. Теперь «все, что нужно было сделать украинцам», - это тайно развернуть" подходящий ЗРК для поражения двух самолетов с большой дистанции. Возможно, это была одна из систем ЗРК С-300 ПСУ. Возможно, одна из систем ЗРК PAC 2/3. Пока неясно.
Возможно также, что украинцы развернули пусковую установку и радар (плюс оборудование для энергоснабжения) одного из трех своих ЗРК PAC-2/3 в «штурмовом режиме» (который я подробно описывал около года назад) и в сочетании с одной из своих РЛС С-300…
3. Как только радар С-300 обнаруживал подходящие цели, он передавал их азимут и дальность ЗРК PAC-2/3. Последний включал свой радар всего на несколько секунд: достаточно долго, чтобы получить собственные данные об указании цели, но слишком коротко, чтобы русские могли надежно засечь его излучения и оценить их как угрозу. А затем украинцы начали запускать свои ракеты. Сколько? Не знаю. Но я согласен, что вполне возможно, что некоторые из них работали в режиме «home-on-jam» (режим самонаведения на источник помех): по сути, они наводились на излучения средств радиоэлектронной борьбы российских самолетов.
4. После окончания огневого воздействия украинские экипажи С-300 и PAC-2/3 немедленно прекратили излучение и начали «собирать» свои системы, чтобы переместить их подальше и таким образом избежать возможного российского возмездия.
5. Тем временем, удалившись от точек запуска на 90−120 километров, их ракеты уничтожили А-50У и повредили Ил-22М.
Конечно, у меня нет «железных» доказательств того, что это произошло именно так, но: именно так я бы и поступил, если бы имел оборудование, которым, как известно, оперируют ВВС Украины.
-----------------------------
Так излагает историю человек, который знаком с проблемой много лучыше большинства сетевых комментаторов и к тому же умеет писать - т.е. рассказывать читателю понятным языком и не заикаясь.
Мне материал показался интересным - но я думаю что среди читателей найдутся и критики