Михаил Дубинянский На исходе 2023 года "Наполеон" Ридли Скотта стал главной мировой кинопремьерой. Образ, воплощенный на экране Хоакином Фениксом, хвалят одни и ругают другие, но равнодушным он не оставляет никого: срабатывает магия легендарной исторической личности. Марксистская идея о том, что истинные творцы истории - это широкие народные массы, никогда не привлекала публику. За яркими персоналиями наблюдать гораздо интереснее.
Неудивительно, что и российско-украинское противостояние на Западе часто рассматривают как столкновение двух индивидуальностей - Владимира Путина и Владимира Зеленского. В каком-то смысле именно эти двое оказались наследниками Наполеона в медийном пространстве XXI века.
Два государственных лидера ведут войну такого масштаба, какого Европа не знала на протяжении многих десятилетий. Два человека распоряжаются жизнями и судьбами миллионов других людей.
Характерно, что задолго до большой войны и Путин, и Зеленский не избежали иронических сравнений с Бонапартом. "Наполеоновский комплекс" был популярнейшим диагнозом, который кремлевскому тирану ставили с 2000-х. А Зеленскому довелось блеснуть в роли Наполеона за 12 лет до Хоакина Феникса - и комичное фото Владимира Александровича в треуголке до сих пор пользуется популярностью среди его недоброжелателей.
Но если говорить серьезно, то кое-что действительно роднит российского диктатора и украинского президента с легендарным императором французов. Подобно Наполеону, и Путин, и Зеленский искренне верят в собственную историческую миссию. И Путин, и Зеленский считают, что они избраны для великого дела самой судьбой. Вот только природа этого мессианства разная.
Мессианство Владимира Путина строится на вере в силу. Право сильного для кремлевского диктатора - это высший закон и единственный приемлемый инструмент международных отношений.
По праву сильного России должно принадлежать все постсоветское пространстве - и не только оно. По праву сильного Россия может стирать с лица земли целые города, аннексировать обширные территории и подчинять себе формально суверенные страны. И собственную миссию Путин видит в том, чтобы доказать всему миру силу РФ.
А мессианство Владимира Зеленского строится на вере в справедливость. Непримиримые хейтеры могут сколько угодно демонизировать президента, но понятия добра и зла для него не пустой звук.
Непрофессионалу, попавшему на Банковую, удалось сохранить идеализм, нехарактерный для обычных политиков, которые долгие годы варятся в токсичной и циничной атмосфере.
Идеалистические воззрения украинского лидера-дилетанта предопределили и его отношение к большой войне. До 24.02.2022 идеалисту Зеленскому было нелегко поверить в перспективу полномасштабного вторжения РФ: ведь не может же зло в XXI веке действовать настолько нагло и открыто, попирая все мыслимые нормы и правила.
Зато после 24.02.2022 идеалисту Зеленскому было легко обрести веру в победу над агрессором: ведь не может же настолько откровенное и наглое зло взять верх и остаться безнаказанным.
Очевидно, что с первых дней вторжения Владимир Александрович стал рассматривать себя как человека, которому самой судьбой предначертано добиться восстановления справедливости и торжества добра над злом. Вера в собственную миссию ощутимо помогла президенту в начальный период войны.
Зеленский оказался весьма органичен в роли лидера воюющей страны. Он блистал на международной арене, действуя напористо и результативно. Ему удалось заразить собственным идеализмом западную публику, стать для Запада своеобразным моральным камертоном и нейтрализовать циничных сторонников realpolitik - по крайней мере, временно.
Но у президентского мессианства есть и оборотная сторона. Когда идеалы Зеленского расходятся с жестокой действительностью, главе государства очень тяжело с этим примириться. Неудачи на фронте, усталость от Украины на Западе, уменьшение военно-политической поддержки - принятие любых неприятных фактов и тенденций дается гаранту с большим трудом, и это бросается в глаза.
Владимиру Александровичу претит сама мысль о том, что его страна может не добиться победы. Ведь проигрыш в войне для президента Зеленского - это не только прощание с личной популярностью. Это крушение всей личной картины мира, где зло должно быть наказано, а справедливость обязана восторжествовать.
Недавние публикации в западных СМИ - будь то скандальная статья "Time" об "одинокой борьбе" Зеленского или материал "Politico", в котором Зеленского признали "мечтателем года", - именно об этом. О вере гаранта в собственную миссию и о президентском идеализме, диссонирующем с суровой реальностью.
В перспективе западным обывателям нетрудно продать идею о том, будто мессианство украинского лидера - это главное препятствие на пути к компромиссу и прекращению войны. На пути к хоть и несправедливому, но миру.
При этом нередко упускается из вида то очевидное обстоятельство, что Владимир Зеленский - не единственный кандидат в современные Бонапарты, поверивший в свою историческую миссию.
Причиной большой войны стало отнюдь не мессианство Зеленского, а мессианство Путина. Мессианство, построенное на вере в силу.
Согласно путинской картине мира, Кремлю по праву сильного принадлежат не куски Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, а вся Украина целиком.
Согласиться с компромиссным "корейским сценарием" и отказаться от полного контроля над Украиной - значит признать собственную слабость. А признать свою слабость на склоне жизни, после 23 лет единоличного правления - значит расписаться в том, что жизнь была прожита напрасно. Это означает умереть не победителем, а лузером, спасовавшим перед неблагоприятными обстоятельствами.
На сегодняшний день несправедливый мир между Украиной и Россией не устраивает ни Владимира Зеленского, ни Владимира Путина. Но если для украинского президента неприемлемо прилагательное "несправедливый", то для российского - существительное "мир". И со стороны коллективного Запада было бы наивно надеяться, что, уничтожив веру Зеленского в собственную миссию, западные политики смогут что-то сделать с мессианскими устремлениями Путина.
------------------
Давно я не был до такой степени согласен с автором. Здесь сказана важная правда о Зеленском. Это не вся правда, само собой человек сложен и обычно противоречив, потому "душа человеческая есть поле битвы у людей святых и пепелище противоречий у людей обыкновенных"/Станислав Лем, "Глас Господень" /
НО отмеченные свойства у президента Украины реально имеются. Так кажется мне - собственно, я так думал и до статьи Дубинянского. И конечно же мессианство и стремление к справедливости уживаются в Зеленском с преданностью личным друзьям. Конечно преданность близким людям исключает мессианскую справедливость, но Зеленский, кажется, далеко не всегда способен просто это заметить, не говоря уж преодолеть.
Ну а мессианство Путина, его веру в собственное призвание свыше отмечали многие.
И конечно же Путин тоже не исчерпывается своим мессианством, он вообще не то что не святой, он выраженный социопат. И его мессианство - мессианство социопата, суть которого прежде всего в уверенности, что ему дозволены любые преступления для достижения святой цели.
Что отнюдь не отменяет его физическую трусость - люди противоречивы и сложны.
НО мне кажется, что основная линия выделена Дубинянским правильно.