Такой заголовок у пространной статьи Мелинды Херринг, замдиректора Евразийского центра Atlantic Council, которую публикует сайт НВ. Сама эта статья сокращенной изложение интервью Херринг, которое она дала сайту, но я по своей дурной привычке еще сильнее сокращу текст.
Он кажется мне чрезвычайно важным, поскольку как кажется мне, Украина отчасти продолжает любовно растить недостаточно обоснованные надежды.
https://nv.ua/opinion/ukraina-2024-prognoz-ekspert-iz-ssha-nazvala-hudshie-scenarii-v-voyne-50374596.html-----------------------------------------
На международном уровне очевидной вещью является война на Ближнем Востоке. Я думаю, что это изменило восприятие и приоритеты, по крайней мере для Соединенных Штатов. И тот факт, что мы все ближе и ближе к выборам президента США 2024 года, также меняет ситуацию.
И еще один фактор: со временем меняется способность людей обращать внимание на кризисы.
Относительно рекомендации Еврокомиссии начать переговоры о вступлении Украины в ЕС,
конечно, это важно символично. Но Украине понадобится 10 лет, чтобы попасть в Европейский Союз. Поэтому я бы не откупоривала шампанское. Это хорошо, но это только первый шаг.
И это достаточно сложно, учитывая зерно. И если бы Еврокомиссия не рекомендовала бы начать переговоры о вступлении Украины в ЕС, я думаю, что это было бы еще большей проблемой, чем то, что это произошло.
О планах провести президентские выборы в Украине в 2024-м. С аналитической точки зрения, я думаю, что президент Зеленский принял правильное решение - не проводить выборы. Вы находитесь в режиме военного положения, он не обязан их проводить. Откладывание выборов не делает Украину менее демократичной. Я была бы очень обеспокоена демократическим будущим Украины, если бы вы провели выборы в следующем году. Когда ты говоришь с техническими экспертами по вопросам выборов, то они говорят, что невозможно провести свободные и честные выборы в Украине сейчас, учитывая, сколько у вас беженцев и внутренне перемещенных лиц, учитывая сложные вопросы с границей.
Одна хорошая вещь, которую я вижу в 2023 году, - это то, что украинская экономика наконец-то растет. В 2022 году она упала на 33%, а в 23-м выросла на 2% Это много? Рост на 2% - для военной экономики это очень важно.
Каким будет следующий год для Украины на международной арене.
Сейчас я ожидаю, что до Рождества в Конгрессе пройдет новый пакет помощи для Украины. Это хаотично, это трудно, и это довольно болезненно наблюдать за этой борьбой. Но голосов достаточно. Палата представителей составляет 435 членов. Мы прошли и проанализировали их всех и то, как они, вероятно, проголосуют. И республиканская сторона - проблемная. Но если этот законопроект будет вынесен на голосование, то голосов хватит, чтобы его принять. Проблема в том, что люди, которые контролируют, какие законы попадают в зал, заблокировали его. Но мы ожидаем, что он будет вынесен на рассмотрение, и мы ожидаем, что он будет принят. Так что это хорошая новость.
Будет ли эта цифра такой же высокой, как предложил Белый дом? Это то, за чем мы также наблюдаем. Но этих денег должно быть достаточно, чтобы поддерживать Украину в течение большей части следующего года. Поэтому по этому поводу у меня хорошие ощущения.
Но я думаю, что большая картина - то, о чем мы все говорим в частных разговорах, - что произойдет в 2024 году. И мы этого не знаем. Сейчас шансы 50 на 50: мы не знаем, переизберут ли Байдена или Трампа. Они являются вероятными кандидатами. Я думаю, что мы должны реалистично оценивать опасность. Я - республиканец по жизни. Я не изменила свою партийную принадлежность, несмотря на Дональда Трампа. Я подписалась под каждым «Never Trump» письмом (движение республиканцев против Трампа), я никогда не буду на него работать. И есть небольшая группа таких, как я. Но я очень обеспокоена тем, что произойдет, если Дональд Трамп будет переизбран. Он знает, как работает бюрократия. Правительство США очень сложное и очень большое. И Дональд Трамп не понимал, как оно работает, во время своего первого срока. Поэтому он не смог нанести такой большой вред. Я думаю, что он попытается вывести Соединенные Штаты из НАТО. И он обнулит финансирование Украины. Бывший госсекретарь США и глава ЦРУ Майк Помпео давал интервью и сказал: расслабьтесь, политика США останется неизменной, независимо от того, кто победит. Это чушь. Это абсолютно неправда! Майк Помпео ищет работу.
Для Украины крайне важно, чтобы в Белом доме появился кто-то, кто поддерживает Украину и европейскую безопасность. И это отнюдь не Трамп. И люди, которых он собирается назначить вокруг себя, не будут иметь никакого опыта или экспертизы по России и Украине. Он не любит Украину. И он заключит какую-то ужасную сделку. И даже если украинцы не будут хотеть этого соглашения, если он обнулит нашу военную, экономическую и гуманитарную помощь, Украине будет очень трудно бороться. Вы будете продолжать воевать, но это будет намного сложнее. И на европейцев будет оказываться гораздо большее давление, чтобы они активизировались.
И еще одна вещь, о которой я бы сказала: президент Трамп знает, как использовать нашу систему назначений. И он будет тем, кто сможет отправить письмо президенту, и он уволит всех государственных служащих, которые были способны бороться и держать линию в отношении Украины в первой администрации Трампа. И это очень важно.
В первой администрации Трамп говорил сумасшедшие вещи об Украине, да? Например, мы все знаем о телефонном звонке, как он пытался манипулировать президентом Зеленским. Но если посмотреть на его реальную политику, то политика Трампа в отношении России и Украины была неплохой. Он сохранил санкции против России. Он на самом деле не был ужасным, когда речь шла о политике. И это потому, что вокруг него были люди, которые держали линию. Но эти люди либо не захотят работать на него на второй срок, либо он их уволит. Я знаю, что звучу панически, но думаю, что это оправдано.
Я бы хотела быть более оптимистичной, но пока нет желания изменить статус Украины в НАТО. Это решение об изменении статуса в НАТО зависит от лидерства президента Байдена. Что сделает президент Байден, то сделает и канцлер Германии Олаф Шольц. И я не вижу способа изменить мнение Джо Байдена относительно НАТО и Украины. Мы очень глубоко об этом думали: кто на него влияет, какие аргументы на него влияют. И он, думаю, он очень убежден относительно решения не менять статус НАТО.
Вы знаете, он вырос в эпоху холодной войны, он помнит эти аргументы, и он был очень осторожным в том, как он оказывал помощь Украине. И он не хочет пересекать эту красную линию.
Вызовы, которые могут ожидать Украину на международной арене в 2024-м.
Большой вызов - это сохранение поддержки Украины. Это огромный вызов, особенно из-за Израиля. Мы, США, не умеем управлять множественными кризисами. Так что это будет вызов. Год выборов означает, что почти каждое решение, даже если оно международное, будет рассматриваться через внутреннюю призму, особенно из-за того, что у Байдена очень низкие показатели.
Другим большим беспокойством для Украины, по моему мнению, является то, что происходит в Европе, где растет количество правительств правых сил.
Но я думаю, что украинцы поступили очень глупо, критикуя поляков в Генассамблее ООН, и то, как они это делали. Язык, который использовал Зеленский, был непродуманным. Это наиболее вежливый способ, как я могу об этом сказать. Это было просто глупо. С какой стати вы называете поляков пророссийскими? Я не знаю. Того, кто посоветовал Зеленскому это сказать, надо уволить. Это было очень, очень глупо. И это очень ухудшило польско-украинские отношения. Украине сейчас нужны все друзья, которых она может сплотить. И поляки были хорошими друзьями. И они заслуживают похвалы за это. Поэтому, да, я волнуюсь по этому поводу. И я не вижу в Украине никого достаточно зрелого, чтобы перезагрузить эти отношения.
Я не волнуюсь за страны Балтии. Единственное, что меня беспокоит, - это украинско-польские отношения. Украинско-польские отношения не являются хорошими. Поляки чувствуют, что украинцы не осознали того, что они сделали. Они чувствуют, что они сделали больше, чем кто-либо другой, они приютили более 2 млн украинцев в своих домах, и не получили соответствующее признание. И они чувствуют, что немцы собираются прибежать в Украину и заработать много денег на восстановлении. Здесь во многом речь идет об уязвленном эго.
Я часто бываю в Варшаве и разговариваю со многими поляками. И все они говорят мне: вы даже не представляете, насколько мы разъярены, насколько нам больно; и мы не думаем, что Киев это понимает.
Я очень обеспокоена тем, что сейчас делает Россия.
Мы, Запад, дали России год, чтобы построить все укрепления в четырех разных областях Украины. И сейчас Украине очень, очень трудно достичь прогресса в контрнаступлении. Я думаю, что это было ужасное решение - дать России столько времени на строительство этих оборонительных укреплений. И сейчас россияне готовятся к восстановлению, и они строят новые танки, и они строят новые системы вооружения. Поэтому я не думаю, что в долгосрочной перспективе конфликт станет легче. И я не думаю, что F-16 - это какая-то волшебная палочка. Это было бы замечательно, это было бы сказочно, но этого недостаточно.
Я часто бываю в Варшаве и разговариваю со многими поляками. И все они говорят мне: вы даже не представляете, насколько мы разъярены, насколько нам больно; и мы не думаем, что Киев это понимает.
Я очень обеспокоена тем, что сейчас делает Россия. Мы, Запад, дали России год, чтобы построить все укрепления в четырех разных областях Украины. И сейчас Украине очень, очень трудно достичь прогресса в контрнаступлении. Я думаю, что это было ужасное решение - дать России столько времени на строительство этих оборонительных укреплений. И сейчас россияне готовятся к восстановлению, и они строят новые танки, и они строят новые системы вооружения. Поэтому я не думаю, что в долгосрочной перспективе конфликт станет легче. И я не думаю, что F-16 - это какая-то волшебная палочка. Это было бы замечательно, это было бы сказочно, но этого недостаточно.
Что Украина должна сделать сейчас, чтобы это как-то изменить - должна бороться изо всех сил.
Я думаю, что Украина должна стать и быть мудрой. Давайте конкретнее. В оборонном секторе Украина должна использовать всех своих чрезвычайно умных, талантливых инженеров и техническую интеллигенцию для того, чтобы производить как можно больше вооружений внутри страны.
И еще я бы сказала, что украинскому правительству нужно лучше объяснять, насколько Украина интересна и крута с точки зрения безопасности. И я думаю, что Украине нужно делать это не «дешевым» способом. Я думаю, что инвесторы придут в Украину, но мы должны найти способ убедиться, что инвесторы застрахованы от войны. Украинское правительство должно созвать конференцию, где оно сконтактирует инвесторов со страховыми компаниями. Этого еще не было сделано. Есть достаточно много людей, которые заинтересованы в этом. И я думаю, что украинскому правительству нужно лучше объяснять, что в Украине есть безопасные места для ведения бизнеса, что они не просят инвесторов вкладывать деньги в Донбасс или Харьков. Я смотрю на карту Украины, которая лежит передо мной: почему вы не можете вложить деньги в Ужгород? Это же абсолютно безопасно. Почему вы не можете положить деньги в Черновцы? В Черновцах абсолютно безопасно. Нужно ли, чтобы это было что-то большое и яркое, чтобы привлекало российские ракеты? Нет, давайте будем умными, давайте делать небольшие инвестиции.
Меня очень вдохновляет тот факт, что Украина - отличное место для ведения бизнеса. Именно здесь я настроена оптимистично. Посмотрите на город Ивано-Франковск - это было место номер один для ведения бизнеса в Украине до войны. И сейчас он дает жару. Многие компании переехали туда. И я думаю, что это еще одна хорошая новость, о которой мы недостаточно говорим: украинский бизнес помог многим компаниям с востока и центра Украины переехать на запад и основать там свой бизнес. И я думаю, что это удивительная история.
-------------------------
У меня нет особых комментариев, кроме того, что здесь между прочим вполне правый республиканец указывает до какой степени для нее неприемлем Трамп. Который вовсе не правый, он манипулятор, популист-социопат, достаточно распространенная фигура для сегодняшней мировой политики.
НО текст и без того очень длинный. Потому надеюсь что мои читатели его прокомментируют активно - мне он представляется очень важным