Вам не понравятся ответы

Sep 09, 2023 12:23


Я хотел бы познакомить своих читателей с еще одним анализом известного австрийского военного комментатора Тома Купера.
Как обычно он не сияет радостью и не является транквилизатором перед сном. Тем не менее взгляд его весьма и весьма интересен, а информация, которой он снабжает читателей, мне кажется полезной.

https://nv.ua/opinion/tom-kuper-rasskazal-pomogut-li-vsu-samolety-f-16-analiz-boevyh-deystviy-poslednie-novosti-50352093.html
-----------------------------------------------



ВСУ атаковали в районе Работино, а затем между Новопрокоповкой и Вербовым, потому что в этом районе российское минное поле было самым узким
1. Куда движется наступление ВСУ на юге, т. е. что будет после Вербового?

Думается, что ВСУ (т.е. группа войск «Таврия») уже дала ответ на этот вопрос. В условиях, когда русские укрепляют свои передовые к югу от Работино и Старомлыновки полными подразделениями, украинцы ударили в другом месте. После нескольких «зондирующих/диверсионных» атак к югу от Угледара и после двух дней массированной артиллерийской подготовки украинские подразделения начали масштабные атаки на Новодонецкое и Новомайорское, расположенные примерно на полпути между Старомайорском и Угледаром.

Почему так?

Потому что российское командование значительно сократило свои подразделения на этом направлении - и направили их на усиление истощенных частей южнее Старомайорска, возможно, даже к 58-й Общевойсковой армии в секторе Работино-Новопрокоповка-Вербовое.

Так или иначе, они снова столкнутся с серьезным кризисом и будут вынуждены перебрасывать войска из одного сектора фронта в другой, чтобы залатать дыры. Минобороны РФ стоят перед дилеммой: они знают, что у ВСУ еще есть как минимум десяток свежих бригад. Минобороны РФ стоят перед дилеммой: они знают, что у ВСУ еще есть как минимум десяток свежих бригад. Так станет ли это новым «крупным ударом» или нет?

2. Что находится за 2-й линией обороны России? Где 1-я линия обороны России, где 2-я и так далее?

Эта тема вызывает множество часто ожесточенных дискуссий, и с массой сделанных в итоге выводов я не согласен. Например, автор одной из карт, изображающих территорию боевых действий, говорит и о «зоне активных боевых действий», и о «1-й линии», и о «2-й линии», создавая тем самым впечатление, что «ах, нужно просто пересечь линию, и все будет в порядке».

Как уже неоднократно объяснялось, начиная примерно с июня (проверьте мои старые сообщения, если есть сомнения), русские не так выстроили свою линию обороны, они не так воевали и не так воюют, а также совсем не так постоянно строят дополнительные линии обороны.

Суть проблемы заключается в следующем: классическое военное мышление (и, соответственно, индоктринация) выглядит примерно так: сначала вы устанавливаете хорошее минное поле, затем где-то за минным полем выкапываете большой противотанковый ров, а затем где-то за этим большим противотанковым рвом вы окапываете свои войска.

К настоящему времени, после трех месяцев наступления, всем должно быть ясно: русские сегодня действуют НЕ ТАК. Поговорите с офицерами ВСУ и другими чинами, и они вам скажут: для русских «зона активных боевых действий» соответствует их представлениям только в том случае, если это смесь гигантского минного поля и их 1-й линии обороны. И эта 1-я линия обороны не характеризуется и не защищена тем большим противотанковым рвом. Нет. Она состоит из десятков и сотен более мелких позиций, более коротких окопов или комплексов окопов, вырытых почти в каждой живой изгороди, которую они могли найти, и окруженных обширными минными полями. Более того, некоторые из «траншей», о которых идет речь, были настоящими «фортами».

Таким образом, фактически линией фронта является 1-я линия обороны - и никакой другой линии обороны у русских нет.

Суть проблемы заключается в следующем: классическое военное мышление (и, соответственно, индоктринация) выглядит примерно так: сначала вы устанавливаете хорошее минное поле, затем где-то за минным полем выкапываете большой противотанковый ров, а затем где-то за этим большим противотанковым рвом вы окапываете свои войска.

К настоящему времени, после трех месяцев наступления, всем должно быть ясно: русские сегодня действуют НЕ ТАК. Поговорите с офицерами ВСУ и другими чинами, и они вам скажут: для русских «зона активных боевых действий» соответствует их представлениям только в том случае, если это смесь гигантского минного поля и их 1-й линии обороны. И эта 1-я линия обороны не характеризуется и не защищена тем большим противотанковым рвом. Нет. Она состоит из десятков и сотен более мелких позиций, более коротких окопов или комплексов окопов, вырытых почти в каждой живой изгороди, которую они могли найти, и окруженных обширными минными полями. Более того, некоторые из «траншей», о которых идет речь, были настоящими «фортами».

Таким образом, фактически линией фронта является 1-я линия обороны - и никакой другой линии обороны у русских нет.

Так вот, не волнуйтесь: с учетом того, как мало тяжелой инженерной техники у ВСУ (спасибо за это НАТО), это серьезное достижение, хотя в целом оно не так много значит, как может показаться на первый взгляд. И вот почему.

Как уже объяснялось, по крайней мере, один или два раза, ВСУ атаковали в районе Работино, а затем между Новопрокоповкой и Вербовым, потому что в этом районе российское минное поле было самым узким, а также - дальше на юг - сходились два основных противотанковых рва. То есть: пересекаешь минное поле, пересекаешь два противотанковых рва - и ты все прошёл, и не приходится пересекать 3−4−5 препятствий и более. Чтобы добраться до этих двух противотанковых рвов, ВСУ пришлось преодолеть «всего» около 7−10 км минных полей, а затем еще 5−7 км русских траншей.

Все что также является ответом на вопрос: а что же находится за этим вторым противотанковым рвом?

Ответ прост: это 1-я российская линия обороны.

Конечно, такой вывод не очень приятен и звучит нелогично. Но именно так русские воюют сейчас. Это значит, что за 2-м противотанковым рвом есть еще много хорошо замаскированных российских позиций в каждой живой изгороди, которую они смогли найти.

И все большее число этих позиций становятся все более совершенными. Некоторые из них укрыты сверху, так что их нелегко уничтожить минометными минами калибра менее 120 мм или кассетными бомбами, разбрасываемыми артиллерийскими снарядами. Им действительно необходимо прямое попадание 155-мм орудия, а некоторым даже так называемые «búnker-busters» (бетонобойные бомбы).

Это 1-я линия обороны России, и она останется 1-й линией обороны России даже после того, как ВСУ преодолеют ее и выйдут к Токмаку и дальше, когда-нибудь в будущем. Причина в том, что из-за отказа Запада перевооружить Украину ВСУ не имеют достаточного количества тяжелой техники для механизированного наступления. Это означает, что украинская пехота может продвигаться только в пехотном темпе, который соответствует темпу отхода русских, что, в свою очередь, означает, что каждый раз, когда украинцы прорывают 1-ю линию обороны, у русских есть достаточно времени, чтобы подтянуть откуда-то еще одно резервное подразделение и построить/залатать 1-ю линию обороны где-то дальше в тылу.

В то же время все эти «большие российские линии обороны» на юге остаются тем, чем они были раньше: противотанковыми рвами. «Можно увидеть что-то интересненькое на спутниковых снимках», и поэтому это полезно для отвлечения от реальности.

В итоге можно прийти к заключению: при всех огромных усилиях и невероятном мужестве украинских войск: извините, но на самом деле, мы все еще находимся в «точке 1». А именно: у Украины нет ни танков, ни боевых машин пехоты, ни инженерной техники, ни боеприпасов, чтобы вести быстрые механизированные наступления. У нее даже нет достаточного количества систем ПВО, чтобы защитить и крупные города в тылу, и промышленные/экспортные объекты, и передовую…
И, извините, но никаких изменений в этом отношении не предвидится.

Наоборот: после опыта прошлой осени и всех задержек прошлой зимы остается только надеяться, что идиоты в Вашингтоне, Брюсселе, Берлине, Лондоне, Париже и многих других местах не совершат ту же ошибку, что и прошлой осенью - и де-факто не перестанут поставлять достаточное количество снарядов для украинской артиллерии, а следующие партии тяжелого вооружения не начнут поставлять только весной следующего года (о, нет…).

(пожалуйста, не нужно сейчас объяснять мне, что я «сегодня такой пессимист» и тому подобную ерунду: я, как всегда, реалист. Если люди максимально «предупреждены», они не будут сходить с ума от восторга по поводу преодоления ВСУ по сути двух противотанковых рвов).

3. Все это подводит меня к вопросу, сформулированному примерно так: «Не передумал ли я по поводу F-16 для Украины?»

Ответ: нет.

F-16, которые Украина, скорее всего, получит первыми, имеют обозначение F-16AM. Это капитально отремонтированные и модернизированные самолеты, первоначально поставленные ВВС Бельгии, Дании и других стран в период с 1979 по 1991 годы. Действительно, я помню их поставки, поскольку был тогда маленьким мальчиком, а в то время (конец 1970-х годов) именно McDonnell-Douglas F-4 был «суперистребителем того времени». А потом появилось новое поколение новейших истребителей: F-14, и F-15, и да, F-16. И все они были разрекламированы, но ни один из них не был так сильно разрекламирован, как F-16. См: «электрический самолет», «может все» и так далее. Напомним, что первые F-16A, поставленные в Бельгию в 1979 году были на уровне Block 1, современный стандарт производства находится где-то на уровне F-16V Block 70/72 или что-то в этом роде.

Это означает, что возраст этих F-16 составляет около 30−40 лет, и они налетаны «почти до смерти». Настолько, что на днях бельгийцы сообщили, что все их F-16 сняты с вооружения и не могут быть поставлены, поскольку находятся в слишком плохом состоянии, а также из-за проблем с двигателями (что в случае с «лучшими двигателями мира», см.: двигатели фирмы Pratt & Whitney - совсем неудивительно, они уже стали причиной аварий десятков F-16).

Не волнуйтесь: точно так же обстоят дела с датскими и голландскими F-16AM. Другими словами: фактически они находятся в не лучшем состоянии, чем МиГ-29, Су-24, Су-25 и Су-27, на которых сейчас летают Воздушные силы Украины.

Основным оружием класса «воздух-воздух» на F-16AM является AIM-120C. Эффективная зона поражения составляет около 50, возможно, 60 км - при условии, что самолет летит высоко и быстро. Чем выше и быстрее летит самолет в момент выпуска ракеты, тем дальше она может долететь. Конечно, производитель заявляет больше, но я говорю о том, что было доказано в бою.

Просто для сравнения: основным оружием класса «воздух-воздух» российских самолетов МиГ-31 и Су-35 является ракета Р-37М. Максимальная зона поражения этой ракеты составляет более 120, возможно, до 200 км (опять же: да, я знаю, что некоторые говорят о «400 км», но интересно, как они хотят найти цель для этого оружия на такой дальности). И, после нескольких неприятных случаев с украинскими МиГ-29 в начале вторжения, россиянам уже просто все равно: они стреляют из своих Р-37М с максимально возможного расстояния.

Они не пытаются сократить дальность или войти в оптимальную зону поражения, но они действуют по принципу «сначала стреляем, потом задаем вопросы». С их точки зрения, это не проблема, потому что Минобороны РФ объявляют каждый пуск Р-37М воздушной победой над украинским самолетом/вертолетом, а пилоты получают медали и деньги. Так что какая разница, что ракета будет пущена впустую? Кроме того, никто не говорит, что она «автоматически расходуется»: вспомните потерю двух украинских вертолетов несколько дней назад в результате поражения их российским Су-35С с Р-37М. Даже неясно, попала ли ракета в цель, но вертолеты разбились, погибли оба экипажа.

Что означает: F-16 будет очень трудно пытаться бороться с любым из российских самолетов. Что, в свою очередь, означает, что, как и в случае с имеющимися на вооружении МиГ-29 и Су-27, вместо борьбы с российскими самолетами они будут пытаться «поймать» ЗУР «Шахед-136» и аналогичное российское оружие.

Ну, по крайней мере, их радары для таких задач имеют лучшие характеристики, чем старье на украинских МиГ-29 и Су-27…

Когда речь заходит о системе «воздух-земля», картина становится еще более мрачной. F-16AM несовместимы со Storm Shadow и/или SCALP-EG. Значит, для нанесения ударов, как это уже делают Су-24М, им потребуется еще одно новое оружие. Скажем, AGM-145 JASSM. Это что-то вроде американского эквивалента Storm Shadow. Значит, мало того, что Вашингтон, который уже сейчас делает все возможное, чтобы затянуть поставки F-16, должен будет дать разрешение на экспорт в Украину еще одного сложного американского оружия, так еще и летчикам ВСУ придется учиться управлять еще одним новым видом оружия.

Далее: F-16 изначально создавался как легкий истребитель завоевания превосходства в воздухе, вооруженный ракетами малой дальности «воздух-воздух» (AIM-9 Sidewinders) и пушкой M61 Vulcan (20 мм). Они предназначались для борьбы с такими самолетами, как советские МиГ-17 и МиГ-21. Соответственно, F-16 имеет крыло, пригодное для ведения разворотного боя на высоких дозвуковых скоростях: именно там он может опередить/опередить практически любой другой боевой самолет на планете.

Однако для развертывания ракет типа Storm Shadow/SCALP-EG/JASSM самолету нужна скорость. А F-16 не предназначен для скоростных операций - тем более для таких операций на малой высоте. А вот Су-24М - да. Именно поэтому Су-24М быстрее F-16 при низком полете. Более того, Су-24М оптимизирован для таких операций: у него крыло изменяемой стреловидности. Внутренняя часть этого крыла по мере отклонения назад втягивается в фюзеляж. При этом поверхность крыла уменьшается, что очень полезно, поскольку это так называемая «реакция на порыв ветра». По сути, это вибрации, испытываемые самолетом из-за турбулентного воздуха на малой высоте.

Смотрите: после полета на F-16 со скоростью, скажем, 1200 км/ч на высоте 100 м в течение 10−16 минут мозг пилота разрывается до такой степени, что он уже не может мыслить здраво. Пилот Су-24М, напротив, «комфортно» чувствует себя в таком режиме полета, порывы ветра для него не проблема.

Наконец, Су-24М может опережать F-16 на малой высоте, что очень важно: чем меньше времени тратит самолет на сближение с целью поражения Storm Shadow/SCALP-EG/JASSM, тем меньше времени у российских МиГ-31 и/или Су-35 на его перехват… и чем быстрее летит самолет, выпуская такое оружие, тем дальше ракеты могут долететь.

Другими словами: F-16 «выглядит круто», «сделан в США», имеет несколько неплохих видов оружия и крутую авионику, и, конечно, хорош для нескольких других вещей, и я понимаю, что украинские пилоты будут счастливы летать на нем. Однако это своего рода «мастер на все руки, но только для собачьих боев». Он не предназначен для ведения войны в Украине в 2022-2023−2024 годах.

И есть много (веских) причин, по которым они разрабатывали такие самолеты, как Су-24, еще в 1960-х и 1970-х годах.

И это все еще не ответ на вопрос: какой идиот ожидает, что один изношенный 40-летний самолет может заменить другой тип изношенного 40-летнего самолета - и это в войне, конца которой не видно?
----------------------------------
В общем, судя по всему НАТО как не собиралось вооружать украинцев для победы, так и не собирается. Но данный материал полезен хотя бы тем что после его прочтения человек может задавать осмысленные вопросы - хоть тому же Сикану. Который ведь военный летчик и все про проблемы F-16AM скорее всего понимает.

А в остальном приятного субботнего прочтения

обстановка, Купер, поставки, Россия

Previous post Next post
Up